За последние пять лет в Челябинской области браконьеры убили более 100 диких животных. И это лишь информация по тем уголовным делам, материалы которых содержатся в картотеках судов. Корреспондент ЕАН узнал о том, какой ущерб приносят нелегальные охотники и как официальные органы им противостоят.
Казалось бы, к чему плохому может привести отстрел, например, оленя? Раньше же охотились без лицензий и разрешений. Однако главная проблема браконьерства — неконтролируемое уничтожение зверей. Дело в том, что когда выдают лицензии на охоту, то учитывают популяцию животных и как их количество будет влиять на другие виды (например, рысей не должно быть слишком много, иначе они съедят всех зайцев). Браконьеры это не учитывают, тем самым создавая перекосы между видами, нарушая баланс, — после такого природе приходится восстанавливаться долгие годы. В Министерстве экологии Челябинской области уточнили, чем браконьерство отличается от согласованной охоты.
«Официальная (законная) охота в отличие от браконьерства направлена на рациональное использование охотничьих ресурсов и на формирование наиболее продуктивной структуры популяции или определенной группировки конкретного вида животных. Настоящие охотники соблюдают устанавливаемые сроки охоты… При браконьерской охоте эти требования не соблюдаются, чем, безусловно, наносится колоссальный вред животному миру», — уточнили в Минэкологии.
Председатель правления Аргаяшского Облохотрыболовсоюза Раиф Мирасов, который уже много лет занимается проблемой браконьерства, подчеркнул, что суть заключается не только в уничтожении отдельных голов, но и в том, что преступники не уважают правила охоты.
«Каждый случай браконьерства наносит ущерб: если самку косули добыли, а там было эмбриона 2–3, это значит, мы потеряли уже 4 головы. Из этого исчисляется сумма ущерба, нанесенного нашим охотничьих угодьях. Браконьеры совести вообще не имеют! На некоторых участках они наносят очень серьезный ущерб, не разбирая по половым признакам, стреляют по всем подряд, еще и не в сезон охоты», – объяснил Раиф Мирасов.
Пойманных браконьеров судят по ст. 285 УК РФ, которая предусматривает наказание в виде штрафов до миллиона рублей или лишения свободы до пяти лет. Мы проанализировали все дела по этой статье, которые разбирали в судах Челябинской области с 2017 года, - их оказалось всего 54.
Чаще всего браконьеров ловят в Карталинском и Красноармейском районах. Большинство фигурантов ранее не были судимы, охотились поодиночке вечером и ночью. Браконьеры редко собираются в группы, но если так происходит, то они разрабатывают систему, где распределяют роли. Поэтому расследовать такие дела становится сложнее.
Например, в 2018 году на территории Кулуевского охотничьего хозяйства четверо человек застрелили из ружей и погрузили в машину 7 кабанов. Егерь поймал преступников, прежде чем они успели скрыться. Ущерб от потери особей Министерство экологии ЧО оценило в 870 тыс. рублей. Суд обязал виновных возместить ущерб и оштрафовал каждого на 110 тыс. рублей.
Борьбу с браконьерами ведут постоянно: егерские службы Минэкологии Челябинской области делают объезды охотничьих угодий. Обычно нарушители выходят на охоту ночью, ослепляют животных мощными фонарями и стреляют. Но есть и “дневные” браконьеры – с такими егерям проще работать.
Одна из главных проблем в работе лесных служб – им нельзя проводить осмотры и составлять протоколы. У специалистов нет таких полномочий. Даже если получается дать сигнал правоохранительным органам, нарушитель успевает найти способ, как избежать наказания. Бывают случаи, когда преступники стреляли в егерей, чтобы скрыться. Как уточнил Раиф Мирасов, сейчас идет процесс аттестации егерей для получения статуса инспекторов, в полномочия которых входит проверка необходимых документов и досмотр вещей, транспортных средств, орудий, собак охотничьих пород и ловчих птиц. Эксперт полагает, что тогда привлекать браконьеров к ответственности будут чаще.
Обычно выделяют две причины браконьерства: адреналин и деньги. Люди отстреливают животных ради эмоций, но чаще - ради выгоды.
«Стреляют и для еды, и бывают такие случаи, что люди богатые, имеющие дорогое оружие, прицелы ночного видения, которые стоят 350 тыс, и мощные транспортные средства, незаконно отстреливают животных. Даже не знаю, как их назвать, наверное, они хотят почувствовать прилив адреналина.
Бывает, появляются ребята из маленьких деревень, которые добывают животных на еду. Разные люди, разный подход», – объясняет Раиф Мирасов.
Преступления против дикой природы – это выгодный бизнес. На черном рынке за этот товар обещают крупные суммы. К примеру, по данным сервиса «Авито», средняя стоимость килограмма оленины в июле 2022 года доходила до 2 тыс. рублей.
«Я считаю что на браконьерство людей толкает жадность. Некоторым людям жалко заплатить 18 тыс. рублей за лицензию и поехать поохотиться для себя. Некоторые продают потом туши животных и наносят этим природе еще больший вред», – рассказал опытный охотник Виталий Пашнин.
Честные охотники получают специальный билет и путевку, которые позволяют вести легальный отстрел определенного животного не только одному, но и небольшими группами. Чтобы оформить эти документы, нужно написать заявление в Облохотрыболовсоюз с указанием своих данных. Спустя 2–3 часа предоставляются необходимые документы и разрешение на ношение оружия в угодьях. В билете указано, сколько животных можно убить.
«Стоимость лицензия исчисляется по категорийности. На косулю стоит 12-20 тыс. То есть лицензия доступна. Охотник может быть не один, он может объединиться с тремя-четырьмя охотниками и взять одну лицензию. Тем более если они состоят на учете в Облохотрыболовсоюзе на территории охотничьего угодья закрепленного, то союз дает им льготу. Есть все возможности, чтобы нормально охотиться», - утверждает Раиф Мирасов.
Заметим, что охотники также помогают охотхозяйствам в поддержании популяции. Например, заготавливают сено, раскладывают солонца, распахивают поля и засевают их злаковыми культурами – чтобы зимой у зверей было достаточно питания и они не мигрировали на другие территории.
Алина Сергеева