В Челябинске начался новый этап обустройства выделенных полос для общественного транспорта. Такие уже есть, к примеру, на улице Труда и Комсомольском проспекте. В этом году появятся на Северо-Крымской, Энгельса. По планам властей, до 2030 года планируют отдать 140 км путей под автобусы и троллейбусы. Ожидается, что время проезда участков на обычно загруженных улицах сократится вдвое.
Редакция ЕАН узнала мнение экспертов о том, как это повлияет на развитие города и настроение его жителей. Кроме того, мы поинтересовались опытом внедрения «выделенок» в Екатеринбурге у известного урбаниста Владимира Злоказова.
В конце прошлого года в Челябинске приняли новый генеральный план города. Он, в частности, предполагал прекращение его роста вширь и развитие внутри существующих границ. В это же время разрабатывается и начинает внедряться транспортная реформа. Если кратко, то она предполагает объединение Челябинска, Копейска и Сосновского района в единую агломерацию, обновление парка общественного транспорта и переход преимущественно среднего и большого класса машины, модернизацию дорожной сети и инфраструктуры. Выделенные полосы должны повысить безопасность перевозок пассажиров и сократить время в пути. Предполагается, что в будущем водителей личных авто будут штрафовать за выезд на такие участки.
Директор агентства «А1-Недвижимость» Степан Подпятников считает, что выделенные полосы для общественного транспорта необходимы. По правилам организации городов, от окраины до центра пассажир должен добираться за полчаса. Большая протяженность Челябинска не позволяет соблюдать этот норматив. Зато широкие улицы, которые достались мегаполису после так называемой дорожной революции времен губернатора Михаила Юревича, дают возможность «отрезать» от широкой дороги несколько метров для проезда автобусов и троллейбусов.
«Застройщики, которые строят в отдаленных районах, будут говорить, что доехать до центра на общественном транспорте можно быстрее, чем раньше. Для коммерческой недвижимости это тоже положительный момент, потому что транспорт будет чаще подъезжать, быстрее привозить больше пассажиров. Соответственно, увеличится количество приезжающих людей, потенциальных клиентов», – рассуждает Степан Подпятников.
Транспортный эксперт Яков Гуревич считает, что выделенные полосы общественного транспорта в Челябинске организованы плохо. И исправить ситуацию при нынешней команде областного министерство дорожного хозяйства и транспорта вряд ли получится.
«Теоретически, выделенные полосы – это хорошо. Если они грамотно выполнены. Те полосы, которые у нас сделаны, вредны для транспортной системы. Непонятно, как они организованы, как выбраны участки, маршруты, – говорит Гуревич. – В Москве хорошо делают выделенные полосы, потому что там все просчитано и обоснованно. А у нас нет. По Комсомольскому проспекту маршрутки едут по средней полосе, а не по выделенной. Они не обязаны. Но при правильном проектировании общественный транспорт выбирает выделенную полосу, а там она негодная. Маршрутчики экономят свое время и выбирают более удобный путь. Если бы это было выгодно, они бы пользовались предоставленными благами».
В соседнем Екатеринбурге, вспоминает урбанист Владимир Злоказов, водители личного автотранспорта долго привыкали к появлению выделенных полос. Их воспринимали как ущемление прав.
«Город однако состоит не только из водителей личного автотранспорта и город имеет право решать, как более эффективно использовать ограниченное пространство улиц и их проезжую часть. В условиях высокой транспортной загруженности выделенные полосы позволяют большему числу людей доезжать быстрее до нужных мест, чем полосы для смешанного движения любого транспорта. Доезжать на автобусах и троллейбусах (а также на трамваях в случае обособления трамвайных путей). Общественный транспорт более эффективно использует ограниченную площадь проезжей части и поэтому при высокой частоте его движения на улице имеет смысл делать выделенные полосы», – комментирует Владимир Злоказов.
Он отмечает, что в публичном поле критика и возмущение со стороны водителей личных авто возникают гораздо быстрее, чем благодарные отзывы пассажиров общественного транспорта. Дело в том, что негативные эмоции возникают сразу, а положительный эффект оценивается постепенно. К тому же, подчеркивает урбанист, отрицательные эмоции вообще легче выплескиваются и лучше подхватываются медиа.
«Тем не менее, городские власти могут улучшать восприятие выделенок: во-первых, необходимо максимально информировать горожан о предстоящих изменениях. Даже если эти изменения кому-то придутся не по душе, тот факт, что человек о них знал, все-таки смягчает реакцию. Во-вторых, необходимо показывать наглядно позитивную роль выделенок: насколько быстрее люди стали добираться, сколько денег сэкономил на транспортном обслуживании городской бюджет, насколько лучше стало соблюдаться расписание и т.п.», – добавляет эксперт.
Напомним, улучшить ситуацию на дорогах в Челябинске должно и появление нового вида общественного транспорта – метротрамвая. Регион уже получил одобрение многомиллиардного инфраструктурного кредита на его строительство. Будут использоваться уже имеющиеся тоннели законсервированного много лет назад метрополитена, вагоны будут выходить на поверхность и ехать как скоростные трамваи.