Я вам расскажу одну сказочку. Без имен. Пока без имен. Но совершенно правдивую.
Жил-был, да уже почти 300 лет, один хороший город. Большой, в целом удобный и приятный, разросшийся в начале 20-го века, а затем и во время Великой Отечественной войны, когда принял в себя невероятное количество заводов и людей вместе с ними.
Жить в этом городе всегда было удобно, особенно в центре. Все, что надо, под рукой: все сервисы, удобства, а если еще и работа не на окраине и школа с детсадом рядом, то даже и машина особо не нужна. И стоимость жизни здесь всегда была ниже, а в чем-то — гораздо ниже, чем в соседних городах-миллионниках.
Недостатки, конечно, тоже были — этот город никогда не отличался «столичностью»: ни в своем облике, ни в своей сути. Ни в своей архитектуре, которая, конечно, могла бы сделать этот город совсем другим, величественным и монументальным (в городе потом не раз проводили выставки с этими эскизами и проектами, так и не реализовавшимися в кирпиче и бетоне. Поверьте, там многому позавидовала бы даже Римская империя в период расцвета), но жесточайшим образом пострадала в процессе хрущевской «борьбы с архитектурными излишествами».
Набережная реки Миасс в Челябинске
Несмотря на откровенно плохую экологию большого промышленного города, его центр всегда был более-менее зеленым: огромный городской бор, четко расставленные архитекторами 50-х, 60-х и 70-х годов прошлого века бульвары, скверики и небольшие парки, в которых всегда было множество скамеек, фонтанчиков, скульптурок и прочих, как теперь говорят, «малых архитектурных форм». Пусть местами примитивных. Но очень удобных.
Увы и ах, в последние лет 20 в городе беда с благоустройством. Хотя даже пешеходная улица появилась, да такая, что сначала считалась лучшей в стране. Но…
Сначала вихрем пронеслась «дорожная революция», напрочь сметая в том числе удобные и широкие тротуары, а также ряды деревьев, сносившихся ради расширения проезжей части. А потом менее «революционные», но более приземленные градоначальники могли месяцами даже кучи снега с улиц не убирать или не менять на перекрестках протухшие люки.
При этом, когда усилиями очередного большого начальника из области дошли руки до попыток нормального благоустройства хотя бы центра города (да и основных парков и скверов в окраинных его районах), то выяснилось, что даже посадить елочку или поставить скамеечку — уже проблема.
Улица Кирова или "Кировка" - пешеходный челябинский Арбат
Впрочем, помог счастливый случай. В городе появился качественный производитель тех самых МАФов — разных скамеек, урн, скульптур и прочих «яиц дракона». Производитель недешевый, но крутой, с авторскими свидетельствами, патентами и большим количеством уже довольных клиентов за пределами родного города.
Как вы думаете, что было дальше? Начальники бросились в объятия производителя, нашли любовь и взаимопонимание и завалили местного предпринимателя заказами? Так бы поступила нормальная мэрия в нормальном городе.
Но главная беда города как раз в том, что в нем, по не зависящим от жителей обстоятельствам, уже полтора десятка лет не было нормального мэра и нормальной мэрии.
Поэтому все получилось ровно наоборот. В мэрии начали активно «душить», судиться с местным производителем и всячески неофициально запрещать архитекторам включать в проекты по благоустройству города его изделия. Более того, почти на всех ключевых объектах (включая окрестности нового кафедрального собора) вдруг начали появляться МАФы, похожие на изделия опального производителя, но — подделка, контрафакт.
Почему? Вопрос риторический. Потому что подделка дешевле. Иногда — в разы. А значит… Значит, от смет кое-что останется…
Дальше всех пошел глава одного из районов города — он написал письмо одному из крупнейших в России дилеров отечественных и импортных МАФов с просьбой проверить, а не своровал ли что-то из дизайна предприниматель из родного ему города.
В итоге, правда, получил ответ, что «именно этот производитель — единственный, кто ни у кого ничего не воровал и не подделывал». Но десятки судов по факту использования подделок все еще идут.
Удивительные, конечно, бывает истории. Вместо поддержки местного талантливого малого бизнеса — задушить и засудить его. Не получится, к счастью, — 95% заказов у предпринимателя, увы, не из родного города. Да и парень там тоже непростой. Но показательно.
Тут и сказочке конец, а кто понял — молодец.