Еще в советские времена западные предместья Челябинска пользовались большой популярностью у дачников и садоводов. В радиусе 25-30 км от границ города возникали одно за другим крупные садовые товарищества. Пользовались популярностью и дома в деревнях — Полетаево, Кайгородово, Кременкуль, Малиновка…
«Мысы», «Вишневый», «Заречный», «Электрометаллург», «Петушок», «Малиновка», «Полет-3», «Мичуринец», «Урал», «Чайка», «Курчатовец», «Градостроитель», «Полет», «Защита», «Железнодорожник», «Оптимист», «Часовщик», «Березка» и многие другие садовые товарищества обеспечивали последние чуть ли не полвека сотни тысяч челябинцев своими шестью сотками (а в тяжелые 90-е с грядок кормились многие). А со временем СНТ потихоньку разрастались, превращаясь, по сути, в огромные жилые поселки, в которых значительная часть садоводов выстраивала на месте скромных (и строго регламентированных по метрам и этажности) садовых домиков уже дома настоящие, рассчитанные на круглогодичное проживание.
Нет, хватало, конечно, и садов на других направлениях — к востоку, к югу, к северу от Челябинска. Но все-таки именно запад-и юго-запад всегда считались самыми престижными. Из-за прекрасной экологии, благо удачная роза ветров, удаленности от промышленных предприятий, отличной природы.
В 1990-2000-х начал расти на запад и северо-запад и сам Челябинск. Возник элитный микрорайон «Тарасовка». Потом на бывшей еще 30 лет назад далекой окраинной земле появилась «Тополиная аллея», элитное «Благодатово», затем — «Александровский», «Парковый», «Ньютон», не достроенный до конца. Дальше — уже совсем на границе города — «Парковый-2», и прочее, и прочее, и прочее.
Но собственно территорией областного центра процесс не мог ограничиться.
Также застройщики начали постепенно осваивать территорию Сосновского района, а именно западный берег Шершней и окрестности Кременкуля. Пошло-поехало с «элитных» коттеджных поселков — в итоге сейчас в тех краях есть «Малинки», «Холмс», «Лесной остров», «Саммит», «Женева», «Белые росы» и всякая трудно поддающаяся подсчету коттеджная «мелочь» типа «Родного», «Дарьино», «7 ключей» и так далее.
Следом подтянулась тяжелая артиллерия средне- и многоэтажной застройки.
И если у девелоперов были хотя бы какие-то претензии на эстетику («Привилегия», «Белый хутор», а позже L-town — на кременкульском направлении), то значительную массу крупных микрорайонов, пусть и чуть усовершенствованных, составили те же советские убогие «панельки» («Вишневая горка», «Залесье» и так далее), так радующие карманы застройщиков.
В итоге к западу от Челябинска помимо советских еще СНТ появились десятки построенных поселков и микрорайонов, где уже живут десятки, если не сотня с лишним тысяч человек.
И процесс не собирается останавливаться. Скорее наоборот — с ростом ипотечного кредитования и, как следствие, ростом цен на жилье застройщики начинают воплощать в жизнь все новые задумки, одна масштабнее другой.
Кременкульское направление: L-town и его часть, квартал «Хюгге», по признанию главного архитектора проекта Кирилла Кугаевского, отстроены лишь на 3-5% от запланированного. Вовсю растет панельный «Парковый премиум». В районе бывшего поста ДПС на выезде из города запланирован еще один крупный микрорайон примерно на 30 тыс. жителей (о нем также рассказывал Кугаевский), на западном берегу Шершней будет вторая очередь «Привилегии» и новый микрорайон «Притяжение»…
Всего в ближайших планах только крупных девелоперов и застройщиков — несколько миллионов квадратных метров жилья, рассчитанных на проживание как минимум 100 тыс. человек (из расчета в 30 «квадратов» на человека). А еще есть планы отдаленные...
В итоге на территории размером примерно с Копейск — от деревни Полетаево на юге до Красного поля на севере и от кольцевой автодороги по западу до западного берега Шершней и границы Челябинска с востока — будет фактически проживать не меньше 200-250 тыс. человек. Больше, чем Миасс или Златоуст.
При этом бо́льшая часть из них — фактически челябинцы. Работают в Челябинске, ездят каждое утро в город, а вечером назад. Да и прописаны в Челябинске. И, что важно, вряд ли откажутся от городской прописки, если таковая имеется.
Формально территория градостроительного бума относится к Сосновскому району. Который с 1935 года сформирован так, что представляет из себя этакую кишку вокруг северных западных и южных границ Челябинска. От административного центра района, села Долгодеревенское на севере до разреза Томинского карьера и границы с Коркино на юге.
Площадь района — 2071 кв. км (это в четыре раза больше Челябинска, протяженность — 90 км с юга на север, до 30 — с запада на восток. И, что очень важно, Сосновский район принято относить к сельским территориям.
Но вернемся к стройке.
Только по данным Росстата, за последние 10 лет на территории Сосновского района было построено более 2,7 млн кв. м жилья.
Это примерно каждый шестой «квадрат» в Челябинской области за это время и на 40% больше, чем построено, например, в 400-тысячном Магнитогорске. Две тысячи двадцать второй год стал рекордным для района — 423 тыс. кв. м (в миллионном Челябинске — 564 тыс. кв. м).
Растет и население района. Все тот же Росстат утверждает, что число жителей выросло с 63 до 89 тыс. человек. Это сделало район седьмым среди муниципалитетов области по числу населения (впереди только Челябинск, Магнитогорск, Миасс, Златоуст, Копейск и Озерск). Формально это много. Но на деле этот рост явно отстает от темпов строительства. Повторимся, все дело в том, что новоселы не спешат прописываться не в Челябинске.
Между тем стройка принесла не только радость новоселья, но и проблемы, которые растут словно снежный ком.
Жилье возводили в столь безудержном темпе, что быстро исчерпали возможности существовавшей в этом направлении инфраструктуры.
Любой инфраструктуры — от коммунальной до социальной, транспортной и даже инфраструктуры безопасности.
Так, проблемы с канализацией, которую время от времени прорывает в Шершневское водохранилище, например, известны с 2013 года и не решены до сих пор. Новые очистные сооружения только возводят. Несколько лет назад исчерпанные мощности локальных энергоподстанций привели к проблемам с электричеством. Вопрос растущих пробок пришлось решать скандальным расширением улицы Худякова (но по большому счету это решение временное, на 5-7 лет).
Наконец, в новых жилых массивах не хватает детских садиков, школ, да даже постов полиции, станций скорой помощи, пожарных депо. История с большим пожаром в «Залесье» или несчастным случаем в «Привилегии», где погиб ребенок, упавший с велосипеда, долго не сходили со страниц СМИ. А из последних скандалов — ситуация с рынком «Караван» и мигрантами, работающими на нем, соседства с которыми не хотят жители как вновь построенных микрорайонов, так и существующих десятилетия садовых товариществ, коттеджных и дачных поселков.
Нет, формально все, что относится к различной инфраструктуре, соответствует нормативам.
Нормативам сельского района. И формальному населению в 90 тыс. человек. Но ведь на деле там уже давно не 90 тыс.
А будет жить в ближайшей перспективе, повторюсь, не меньше четверти миллиона.
С продолжением строительства, рассчитанного на миллионы «квадратов» и сотни миллиардов рублей выручки, ситуация будет только ухудшаться. Если вопрос эффективности управления территорией не решить каким-то радикальным образом.
То, что с ней не справится действующая администрация Сосновского района, — увы, факт. Она уже не справляется, несмотря на все усилия главы района Евгения Ваганова. Да и, честно говоря, все равно будет неудобно, если ты живешь в какой-нибудь «Привилегии», а административный центр — в Долгодеревенском, и туда «пиликать» километров 50, причем не на общественном транспорте (такого маршрута просто нет).
Что же делать? Можно перенести администрацию муниципалитета куда-нибудь в Кременкуль или в новые микрорайоны. Но тогда пострадают остальные жители района.
В любом случае здравый смысл подсказывает, что пространство, где идет основная застройка (то самое, в пределах кольцевой автодороги, Шершней, западной границы Челябинска, от Полетаево до Красного Поля), придется как-то выделять. В том числе административно.
И тут варианта два. Первый (о котором даже пытались всерьез рассуждать несколько лет назад в определенных кругах) — расширение на запад границ Челябинска.
Этакая «Новая Москва» по-южноуральски.
Но… Увы. Это лишь добавит проблем Челябинску, к качеству управления которым есть свои существенные претензии. Ни один из последних глав города не проявил себя на уровне Сергея Собянина.
Второй вариант — выделить эти территории в отдельный, НОВЫЙ муниципалитет. Городской округ, скажем. В принципе, все параметры подходят — площадь больше, чем у Копейска, жителей совсем скоро будет больше, чем в Миассе. Опять-таки куда удобнее организовать агломерационные процессы (кстати, кто-то помнит, что еще несколько лет назад в Челябинской области был целый вице-губернатор, отвечавший за вопросы агломерации? Где он, что с ним? Давненько не слышали).
Кстати, теряющий в таком случае почти четверть своей площади Сосновский район в экономическом плане не потеряет ничего — основу доходов бюджета района составляют платежи крупных промышленных предприятий.
Да, в случае образования нового муниципалитета, по сути формального оформления фактически существующего нового города рядом с Челябинском (с востока от областного центра уже есть Копейск), придется решать невероятное количество административно-юридических проблем.
Принимать соответствующее изменение в законодательство Челябинской область. Определять точные границы муниципалитета, распределять имущество. Создавать новые органы власти, ту же администрацию со всей ее структурой. Организовывать и проводить выборы в совет депутатов новообразованного муниципалитета. Договариваться с федеральными структурами (от налоговой до полиции) о создании местных управлений/отделов. Да в конце концов, найти всей этой бюрократии помещения на новом месте, поменять почтовые адреса…
Много времени, денег, неразберихи на первых порах. И я сильно сомневаюсь, что, даже если будет принято такое волевое решение, нынешний бюрократический аппарат региона способен справиться с такой задачей. Да и в России, кажется, ничего подобного никто не решал. В том числе на новых территориях, где все-таки и до их принятия в состав РФ уже существовала сложившаяся система власти, которую теперь просто адаптируют под российское законодательство.
Впрочем, лучше всего такие дела двигают деньги. В хорошем смысле. В том же Сосновском районе был прецедент, когда маленький коттеджный поселок выделился в отдельное поселение и налогов, собранных с его небедных жителей, вдруг стало хватать на все нужды маленького, но гордого муниципалитета. Глядишь, девелоперы и дозреют — ну чем, скажем, те же «Привилегия», L-town или «Парковый премиум» не перспективные муниципалитеты? В конце концов, 20-30 тыс. жителей — это вполне себе Кыштым или Южноуральск.
А пока, вероятнее всего, жители западного берега Шершней и дальше будут наблюдать, как губернатор Челябинской области Алексей Текслер будет рассказывать в своих соцсетях о том, как потратил воскресенье на осмотр стройки новой школы в одном из микрорайонов рядом с Челябинском. Ручной режим, и, увы, только так...