Авторы telegram-канала New media, популярного в среде журналистов, рекламщиков, пиарщиков и прочих медиадеятелей тем, что постоянно выпускает интересные исследования и рейтинги, накануне решились на легкую шутку в адрес Челябинска, показав скриншот подсказок в поисковом запросе «в Челябинске» на главной странице Дзена (бывший Яндекс.ру)
Поисковик выдал автору картину треша и угара на заглавном фото, на которую трудно не среагировать с иронией и троллингом.
Да, сейчас любой школьник, не говоря уже о профильных специалистах, объяснит вам, что все дело в рекомендательных алгоритмах, заложенных в механизмах поисковика, которые могут учитывать кучу разных факторов - от новостной повестки до учета того, что раньше искал пользователь.
И вот поди разберись, вся эта «красота» - в глазах смотрящего или же все мы давно подопытные для машинных алгоритмов и тех программистов и маркетологов, что закладывают их в программный код.
А ситуация для Челябинска, когда поисковики выдают в ответ на «базовые» запросы про Челябинск в основном треш, мрак и ужас, не новая. Совсем не новая.
Помнится, еще в далекие времена губернаторства Михаила Юревича (а ведь прошло уже около десяти лет с его отставки) структуры правительства области в поисках улучшения внешней репутации региона даже пытались объявлять тендеры, целью которых было, если сформулировать по-русски, «улучшение поисковой выдачи» в "Яндексе".
Да, сейчас эти попытки выглядят смешно, особенно учитывая возможности по цензурной настройке выдачи в любых поисковиках или соцсетях со стороны владельцев платформ - в жесткой цензуре обвиняли и запрещенные нынче в РФ Facebook* и Twitter**, и поисковик Google, и кого еще только не.
Даже больше - владелец одного из крупнейших IT-холдингов, включавших в себя компанию-провайдера, уверял меня, что в состоянии сделать так, чтобы через его инфраструктуру ненужные запросы также не проходили.
Не говоря уже о банальных блокировках сайтов, как по ведению Роскомнадзора, так и по желанию провайдера
Но ведь кто-то эти тендеры «на улучшение» выигрывал и даже как-то пытался что-то сделать (а не только скоммуниздить чистоганчик).
Между тем внешняя репутация, в том числе в интернете, в поисковой выдаче - довольно значимый фактор, влияющий, пусть и опосредованно, на положение дел. Вопрос лишь в том, как на него действительно возможно влиять.
С другой стороны, я взял и провел эксперимент. И в том же Дзене забил тот же поисковой запрос, что и авторы telegram-канала New media.
И вот что получилось:
Миленько, правда? И это у меня, журналиста, который каждый день перелопачивает горы информации, и прежде всего негативной...
Правда, сначала я для чистоты эксперимента очистил кэш браузера и обнулил все cookies...
Так и живем...
*Facebook – запрещен на территории РФ по основаниям осуществления экстремистской деятельности.
**Twitter заблокирован на территории РФ.