Ответственная за вывоз отходов компания «Центр коммунального сервиса» сделала выводы после снежно-мусорного коллапса, который наблюдался в Челябинске с конца декабря и всю первую половину января. Генеральный директор ЦКС Захид Камилов дал интервью «ЕАН. Челябинск», где рассказал, какое новшество введут перевозчики отходов на случай повторения сильных снегопадов, как в целом планирует выстраивать дальнейшую работу региональный мусорный оператор и насколько повысится плата за вывоз ТКО для жителей.
- Давайте проанализируем ситуацию с вывозом мусора, которая сложилась в Челябинске и области в новогодние каникулы. Кто главный виновник проблем с вывозом ТКО?
- В декабре-январе наш регион столкнулся с небывалыми снегопадами. Площадки сбора отходов и дороги к ним оказались буквально заблокированы снегом. Проблема неочищенных дворов и проездов наложилась на новогодние праздники, когда традиционно образуется больше отходов. Рост в эти дни составляет 30-40%.
На фоне резкого уменьшения мест для парковки автомобилей из-за неубранного снега многие стали оставлять личный транспорт в непривычных местах, в том числе возле мусорных баков и в узких проездах. И это усугубило ситуацию. А если мусоровоз не имеет доступа к контейнерной площадке два-три дня, контейнеры зарастают мусором, а навалы из отходов и скопившийся снег создают новую проблему - баки уже невозможно выкатить к мусоровозу для опустошения. Для уборки территории в таких ситуациях требуется уже другая техника – ломовозы (машины с манипулятором для сбора ТКО с земли) или погрузчики с самосвалами.
- В чем, по вашему мнению, были недоработки ЦКС в этой ситуации? Будет ли компания как-то корректировать свою работу, чтобы в будущем не повторилось то, что было в каникулы?
- В конце декабря мусоровозы наших подрядчиков не могли пробиться к 1300 контейнерным площадкам Челябинска, это больше половины от всех обслуживаемых адресов. Снегопады обнажили слабую сторону коммунальной сферы, в которой задействованы органы местного самоуправления, управляющие компании и региональный оператор. Выводы сделаны.
Проблема в отсутствии источника быстрой мобилизации ресурсов при чрезвычайных ситуациях. Это экстренные бригады с техникой, которые должны быть в наличии и предоставляться по первому требованию. Такой экстренный резерв необходим всем коммунальным и жилищным службам. И операторы транспортирования ТКО, с которыми работает ЦКС, планируют его создать.
- Сколько машин сейчас вывозит ТКО с контейнерных площадок в Челябинске и в целом по области?
- За весь регион вряд ли могу говорить. ЦКС оказывает услугу в трех кластерах из пяти, на которые поделена Челябинская область. В городах и районах, в которых услугу по обращению с ТКО оказываем мы, на маршруты ежедневно выходит порядка 200 единиц техники: это мусоровозы, грейферы, машины типа «ГАЗель». Челябинск обслуживает 41 мусоровоз. В новогодние праздники было усиление. Областной центр освобождали от отходов не менее 80 единиц техники, а по всем подрядчикам в зоне нашего обслуживания количество машин достигало 250.
- Сколько техники не хватает? Какой?
- Снежный коллапс показал, что нам нужно смотреть в сторону расширения парка грейферов. Такие машины позволяют собирать скопление отходов с земли, то есть ликвидировать последствия завалов. В обычной ситуации грейферов много не нужно, той техники, какая есть у наших перевозчиков в наличии, достаточно, она справляется с фронтом работ. В экстренной ситуации, с которой мы столкнулись, грейферы бы очень помогли. Мы поставили задачу перевозчикам - включить такие машины в программы закупки.
- Как у компании ЦКС обстоят дела с обеспеченностью кадрами? Дефицит каких специалистов ощущается наиболее остро? Что предпринимает компания, чтобы этот дефицит минимизировать?
- Проблема в производственном звене есть как в ЦКС, так и у наших подрядчиков. Нехватка тех же водителей мусоровозов доходит до 20-30% в зависимости от компании. Дефицит кадров в коммунальной отрасли - общая проблема. Набор мер, наверное, стандартный: предлагаем конкурентную зарплату и условия труда, размещаем информацию о вакансиях на всевозможных площадках, расширяем район поиска людей — ищем не только в крупных агломерациях, но и в сельской местности.
- Какие зарплаты предлагает компания ЦКС?
- Мы ищем ведущего специалиста отдела инспектирования контейнерных площадок — зарплата до 45 000 рублей. Компаниям, которые с нами работают по договорам, нужны водители мусоровозов в Миассе, Чебаркуле, Челябинске. Зарплата 55-60 тысяч.
- Какой тариф на вывоз мусора, по вашему мнению, сейчас был бы справедливым для жителей Челябинска?
- Для нас нет такого понятия, как справедливый или несправедливый тариф. Ставки утверждены министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, они учитывают рост расходов на вывоз ТКО, а это связано с целым рядом факторов: дорожает техника и ее обслуживание, растут в цене ГСМ, стоимость труда, строятся новые объекты инфраструктуры. Есть опять же общий уровень инфляции. Все траты, в том числе работы по транспортированию, обработке и захоронению отходов, включены в тариф на услугу по обращению с ТКО. Вместе с тем для граждан изменение стоимости коммунальной услуги не может превышать индекса, который утвержден правительством России.
В нашем регионе, в том числе для жителей Челябинска, утвержден льготный тариф. Он не покрывает фактических затрат. Именно по этой причине на уровне региона утверждены субсидии для всех трех региональных операторов, которые оказывают услугу жителям области. Потребители увидят изменения в квитанциях с 1 июля, корректировки будут в пределах 11%.
- Что вы считаете самым большим достижением компании ЦКС за прошлый год?
- Мы неплохо стартовали с проектом раздельного сбора отходов. В Челябинске, Копейске и Сосновском районе в общей сложности было установлено более 2,5 тыс. контейнеров для вторичного сырья. Столь массовой работы в этом направлении в регионе не было никогда. Мы отмечаем, что интерес к проекту очень большой. Жители, получившие в шаговой доступности такую инфраструктуру, стали активными участниками домашней сортировки. Мы масштабируем проект дальше.
- А что считаете самым большим упущением? И как планируете исправлять ситуацию?
- Есть внутренние процессы компании, которые мы могли бы выстроить иначе, не все получилось. Мы в процессе. Подробнее не готов рассказать.
- С чем связаны ваши самые большие ожидания и надежды на 2024 год в плане развития компании?
- Сейчас наблюдается очень серьезный дефицит контейнеров. Только по Челябинску нехватка оценивается в 2000 контейнеров. Мы со своей стороны ведем закупку в пределах 1% от тарифа, но это не закрывает потребность. Заменять баки – задача еще и управляющих компаний, но, к сожалению, многие самоустранились от решения вопроса.
По линии министерства экологии региона ежегодно городам и районам выделяются солидные суммы на приобретение баков и создание контейнерных площадок, то есть финансовые возможности для городов и районов регион предоставляет, надо только воспользоваться ими.
- Как меняется объем отходов, производимых населением с годами?
- Объемы образуемых отходов постоянно растут. К примеру, в 2019 году в Челябинском кластере образовывалось 305 тыс. тонн ТКО, а в 2023-м - уже более 350 тыс. тонн. Рост за пять лет составил почти 15%. Существует множество причин такой динамики, одна из которых — рост потребления.
- Компания ЦКС только транспортирует отходы или имеет отношение и к их сортировке и переработке?
- ЦКС, как региональный оператор, является организатором процесса обращения с ТКО. Главный документ для нас – территориальная схема обращения с отходами Челябинской области. В ней все подробно расписано – из каких территорий, на какие объекты сортировки и захоронения должны вывозиться отходы. Мы контролируем эту работу, взаимодействуя с операторами транспортирования, обработки и захоронения. До недавних пор мы вели операционную деятельность на полигонах в поселке Локомотивном и городе Карабаше. Эксплуатация объектов завершена.
- В чем, по вашему мнению, нужно изменить законодательство, чтобы регоператор по обращению с отходами мог более эффективно выполнять свою работу?
- До сих пор остается проблема взаимодействия между органами местного самоуправления и управляющими компаниями. Мы сталкиваемся с ситуациями, при которых контейнерная площадка находится на муниципальной земле, а пользуются ей жители многоэтажек. При этом управляющие компании отказываются от уборки территории и замены сломанных баков, ссылаясь на то, что площадка не относится к общедомовому имуществу. Нужны нормативные документы, которые бы четко определили, кто и за что отвечает в таких ситуациях и в каком объеме. Пока этот вопрос не будет урегулирован, никакого порядка на контейнерной площадке не будет.
- Каковы планы компании на ближайшие три года?
- Будем внедрять раздельный сбор отходов, активно участвовать в создании новых объектов инфраструктуры. Все это позволит выполнять задачи, обозначенные национальным проектом «Экология», а именно сокращать объемы захоронения мусора за счет выборки из отходов полезных фракций и их переработки. В планах внедрение проекта во всех городах с населением более 50 тыс. человек.
На ближайшее время также стоит задача – создать онлайн-сервис, который позволит отслеживать работу мусоровозов в режиме онлайн. В тестовом режиме программа уже есть, доводим до ума. Рассчитываем, что функционал позволит жителям видеть оперативную информацию, и, если где-то баки не будут опустошены в срок, все желающие сами смогут оперативно понять, по какой причине это произошло. Сервис позволит фиксировать проблемы (помехи на пути мусоровоза) на фото, которые будут оперативно передаваться в эту онлайн-систему. Хотим сделать так, чтобы все было максимально прозрачно для потребителя.
- Говорят, что «мусорный» бизнес – это золотое дно, очень прибыльный. Как вы относитесь к таким суждениям?
- В момент конкурсных процедур, когда в Челябинской области выбирали региональных операторов, лишь в одном из пяти кластеров была реальная конкуренция на право заниматься сферой обращения с ТКО. Это не очень похоже на прибыльный бизнес.
- Какой фразой вы сами бы охарактеризовали такой бизнес, как перевозка отходов?
- Это сложно и ответственно, но весьма интересно.
Беседовала Галина Лепина