В этом году ФАС России исполняется 20 лет. Практически в каждом регионе есть территориальное подразделение. В Челябинское УФАС России поступает около 5 тыс. обращений в год. Порядка тысячи из них после проверки и разбирательств выливаются в возбужденные дела, предупреждения и предписания. Еще около тысячи заканчиваются делами об административных правонарушениях. Почему ведомство в последние несколько лет делает ставку не на штрафы, а на предупредительный контроль? Какие дела считаются самыми «смелыми» и какие случаи не относятся к полномочиям службы? Об этом корреспонденту «ЕАН. Челябинск» рассказала руководитель Челябинского УФАС России Анна Козлова.
- Анна Алексеевна, как трансформировалась работа Челябинского УФАС России за эти 20 лет? Что менялось, а что оставалось неизменным?
- В 2004 году, когда была образована Федеральная антимонопольная служба (ФАС России), перед ней были поставлены задачи сделать российское антимонопольное законодательство сильным, эффективным, важным для регулирования экономики. Это сейчас антимонопольный орган называют экономическим регулятором, а на тот момент в законодательстве о конкуренции практически не было ответственности за его нарушение. Сейчас в России современное антимонопольное законодательство, которое постоянно совершенствуется: например, недавно вступил в силу «пятый цифровой пакет поправок». Высококвалифицированных специалистов в области конкурентного права готовят более чем в 50 вузах страны. Все признали, что антимонопольное законодательство и штрафные санкции работают.
Антимонопольному законодательству в мире более 100 лет, принципы добросовестной конкуренции участники рынка строго соблюдают. Но, к сожалению, у предпринимателей по-прежнему осталась привычка договариваться. Многие, в том числе участники госзакупок, рассуждают, что не сделали ничего плохого, а просто договорились и поделили лоты.
И вот это непонимание существующих антимонопольных правил и требований, принципов честной, а иногда жесткой, но добросовестной конкуренции среди предпринимателей еще присутствует.
Однако крупные компании-монополисты, получив большие «оборотные» штрафы за злоупотребление доминирующим положением и после судебных разбирательств уплатив их в федеральный бюджет, стали соблюдать запреты. За этим последовала постепенная либерализация антимонопольного законодательства, которая началась в 2012 году. Антимонопольный орган стал более открытым, контрольно-надзорные функции переведены на так называемый предупредительный контроль. Бизнес активно исполняет предупреждения. Случаи неисполнения крайне редки. В результате оперативно восстанавливаются законные права и интересы предпринимателей, нарушитель не платит штраф, минимизирует репутационные риски, а у антимонопольного органа сокращается объем работы.
Кроме того, законом о защите конкуренции предусмотрен еще один предупредительный механизм - выдача предостережений. Он используется, когда должностное лицо органа власти или хозяйствующего субъекта начинает публично, например в СМИ, заявлять о планируемом поведении на товарном рынке, если оно может привести к нарушению антимонопольного законодательства: к повышению цены на товары и услуги (бензин, продовольственные товары и т. д.). В таком случае антимонопольный орган выдает предостережение.
В конце 2023 года Челябинское УФАС выдало более 200 предостережений управляющим компаниям. В СМИ прошла информация о том, что УК будут отключать потребителей от электрической энергии и воды за наличие задолженности. При наличии договора у потребителя с ресурсоснабжающей организацией УК не имеют права вводить какие-либо ограничения без инициирования соответствующей процедуры со стороны РСО.
Действующим законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для введения ограничения и лиц, которые вправе его вводить. Приоритетным способом воздействия на неплательщика должно быть обращение в суд за взысканием задолженности за потребленный ресурс.
- Что является самым важным для создания и поддержания условий при развитии конкуренции?
- Главным остается предупредительный контроль и взаимодействие со всеми участниками рынка, общественными институтами, вузами, властью.
Один антимонопольный орган, в котором работают 44 специалиста на всю Челябинскую область, не решит все проблемы, не создаст в одиночку условия для развития конкуренции. Нужно понимание важности этих вопросов со стороны всех органов власти и самих предпринимателей.
В связи с тем, что действует мораторий на плановые и внеплановые проверки, антимонопольный орган продолжает выявлять и пресекать нарушения законодательства в результате рассмотренных заявлений, поскольку поступают обращения от участников рынка, органов власти, жителей области. По заявлению запрашиваются необходимые документы, пояснения, проводится анализ рынка. В случае выявления нарушения предпринимаются меры антимонопольного реагирования – предостережение, предупреждение, предписание. Если же есть признаки антиконкурентных соглашений, то инициируем проведение внеплановой внезапной проверки и согласовываем с прокуратурой.
До введения моратория на проверки антимонопольный орган проводил внеплановые контрольные мероприятия по выявлению антиконкурентных соглашений, например картелей. В присутствии понятых копировали информацию с компьютеров, проводили осмотр помещений и опрос сотрудников. Следует отметить, что в целом работа антимонопольного органа существенно не претерпела изменений. До введения моратория плановые и внеплановые проверки проводились очень редко, поскольку много обращений.
- А насколько сам антимонопольный орган устраивает введение моратория на проверки?
- Продолжается реформа контрольно-надзорной деятельности, правительством РФ приняты решения о моратории на проведение проверок бизнеса, ограничения в проведении плановых проверок продлены до 2030 года.
Есть ограничения в проведении проверок, но при понимании правительством РФ ФАС России инициирует отмену моратория по отдельным социально значимым вопросам, которые нельзя оставить без контроля. Например, это тарифы. Тарифное регулирование – важное в социальном плане направление. Тариф должен быть экономически обоснованным. Поэтому тарифное регулирование вывели из-под действия моратория.
Необходимо, с одной стороны, создать условия для развития бизнеса, а с другой - вернуть возможность проведения проверок, как в сфере тарифов. Например, это можно сделать в целях эффективного пресечения нарушений торговыми интернет-площадками, агрегаторами такси.
- Как УФАС работает по нарушениям в интернет-торговле?
- Интернет-торговля развивается семимильными шагами. Хотя многие еще не отвыкли ходить в магазин и брать товары своими руками. При этом потребителям удобно приобретать товар через интернет, поэтому этот рынок будет расти. Рост можно предположить по тем темпам, которыми увеличивается оборот интернет-торговли. И здесь антимонопольные органы и предприниматели сталкиваются с нарушениями законодательства.
Вступил в силу «пятый цифровой антимонопольный пакет». В результате у антимонопольных органов появились инструмент и ориентиры - как определить доминирующее положение, установлены запреты для доминантов в этой сфере.
- Какие антимонопольные дела за последнее время стали самыми знаковыми в Челябинской области?
- В целом каждый год в антимонопольный орган поступает около 5 тыс. обращений. Примерно каждое пятое после проверки и разбирательств выливается в возбужденные дела, предписания. Еще около тысячи заканчиваются делами об административных правонарушениях. Однако большинство обращений поступает в антимонопольный орган не в соответствии с его компетенцией. Например, обращаются, когда речь идет о гражданско-правовых спорах или спорах по защите прав потребителей, о спорах гражданина в сфере ЖКХ, тогда УФАС перенаправляет эти обращения в соответствующие органы. В прошлом году Челябинское УФАС России вынесло 943 решения, из них 99 были обжалованы в арбитражном суде. Из них отменено 10%, то есть 1% от общего количества вынесенных решений. В основном отмененные решения – это те, где суд решает, что они относятся не к антимонопольным, а к гражданско-правовым спорам.
Если говорить о конкретных делах, то есть интересные примеры по недобросовестной конкуренции.
Одна известная компания попала в поле зрения Челябинского УФАС со своими пельменями. Была объявлена акция «50% бесплатно». Упаковка - 1,5 кг. Покупатель это видит и считает, что 750 г пельменей ему достанутся даром. Но выясняется, что на самом деле все не так и производитель пообещал такую скидку с килограмма, а не с веса упаковки. Таким образом, потребителя ввели в заблуждение, а компания получила преимущество на рынке.
Есть пример, связанный с интернет-торговлей. На маркетплейсах Ozon и других продавались накладные китайские ресницы Nesura, ими торговали многие предприниматели. Товарный знак не был зарегистрирован на территории России. Один челябинский предприниматель зарегистрировал его в Роспатенте на себя, начал товар под этим брендом выпускать и продавать, сделал упаковку, похожую до степени смешения с китайской. Далее он обратился к маркетплейсам с жалобами на то, что другие продавцы незаконно используют его товарный знак. Эти продавцы были маркетплейсом заблокированы.
Это тенденция, которая наметилась, учитывая, что рынок изменился. Ушли многие бренды, и появились новые. Была похожая история с корейской продукцией Boto. Также зарегистрировали название в России и потом объявили, что все остальные продавцы торгуют этой маркой незаконно. К сожалению, штрафные санкции здесь будут небольшие, наверное, поэтому предприниматели и не очень боятся санкций и нарушают закон о защите конкуренции. Размер штрафа исчисляется в размере от 100 до 500 тыс. рублей.
- Какие наиболее важные и резонансные дела находятся у вас на рассмотрении сейчас?
- Сейчас Челябинское УФАС рассматривает обращения управляющих компаний в сфере ЖКХ и граждан по вопросу повышения цены на услуги обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в многоквартирных и частных жилых домах (ТО ВДГО).
С сентября 2023 года вступили в силу изменения в законодательстве: теперь техническое обслуживание могут проводить только газораспределительные организации, которые транспортируют газ. Раньше на рынке присутствовало около 140 компаний, которые могли обслуживать оборудование, то есть рынок был конкурентным. В настоявшее время число компаний существенно сократилось, следовательно, выросло количество абонентов у оставшихся организаций, сейчас их на рынке порядка 14.
Необоснованное повышение цены для управляющих компаний на обслуживание ТО ВДГО привело к тому, что жильцы домов с газом должны будут платить больше. В частных домах цена у некоторых компаний выросла в два-три раза: сделал обслуживание своего котла, плиты – 10 тыс. рублей заплати.
Рассмотрев обращения, антимонопольный орган применил так называемое «мягкое право» и выдал предупреждение о пересмотре тарифов на основе экономически обоснованного подхода. Можно было возбудить дело, вынести предписание, привлечь к ответственности, потом долго судиться, и нескоро бы получили результат. А поскольку это социально значимый рынок, Челябинское УФАС проводит работу с законодательным собранием области и в рамках рабочей группы во главе с губернатором. С участниками рынка обсуждаются вопросы ответственного ценообразования и административной ответственности за злоупотребление доминирующим положением.
В итоге Челябинское УФАС России части газораспределительных компаний выдало предупреждения. Они сейчас находятся в стадии исполнения. Необходимо отметить, что газораспределительные организации стремятся к достижению социально ответственного ценообразования и ведут работу по обеспечению доступности услуг по цене для потребителей Челябинской области. Такие же результаты мы ожидаем от других участников рынка - АО «Газпром газораспределение Челябинск», ООО «Классик», ООО «Газэнергосервис».
Также предполагаем, что увеличится количество обращений о нарушении сроков исполнения договоров по программе догазификации и несогласии потребителей со сроками догазификации до 2028 года в отдельных районах. По этому вопросу мы плотно работаем с правительством Челябинской области, чтобы внести изменения в программу по сокращению сроков, ускорить выполнение технических мероприятий по ликвидации пропускной способности на загруженных газораспределительных станциях, в результате у жителей будет возможность догазифицироваться в сроки, которые определил президент РФ.
- Какими делами Челябинского УФАС, выигранными за все годы, вы особенно гордитесь?
- Здесь важно не только само дело, но и то время, в которое мы им занимались. Я вспоминаю 2007 год и дело «Первого хлебокомбината». Тогда, напомню, комбинат несколько раз в году поднял цены на свою социально значимую продукцию. Антимонопольный орган доказал, что такие действия нарушают антимонопольное законодательство путем установления монопольно высокой цены. Позиция Челябинского УФАС России была поддержана Высшим арбитражным судом РФ. В итоге комбинат уплатил штраф 2,8 млн рублей. А предписание антимонопольного органа о необходимости обоснования увеличения цены хлеба на 5 и более процентов исполняется предприятием до сих пор.
Еще одним поводом для гордости Челябинского УФАС является то, что именно в Челябинской области было рассмотрено первое в стране дело в отношении IT-компании - "Лаборатории Касперского". Тогда партнеры Касперского, все конечные продавцы его продукта, должны были продавать программы по одинаковой цене.
А недавно в адрес службы обращался челябинский предприниматель и сказал, что у него возникли проблемы с интернет-платформой «А+А Эксист Инфо», на которой продают шины, запчасти для автомобилей. Бизнесмен сообщил, что платформа при заключении договора потребовала, чтобы он размещал свои товары только на ней, а в случае прекращения договорных отношений был не вправе продавать запчасти самостоятельно или заключать аналогичный договор с платформой-конкурентом на протяжении года после расторжения договора. В отношении компании возбудили дело по незаконной координации предпринимательской деятельности, привлекли к административной ответственности. Договоры с предпринимателями приведены в соответствие с антимонопольным законодательством.
А во время пандемии были даже, на первый взгляд, незначительные дела, как с имбирем, когда торговая сеть «Монетка» повысила цену сначала до 999 рублей, а потом написала на ценниках, что предоставляет большую скидку и продает всего за 399 рублей. Ну, это же неприлично, налицо - недобросовестная конкуренция.
Поэтому есть чем гордиться, есть много интересного в практике Челябинского УФАС России. На нашем сайте выложена презентация – «30 лучших дел Челябинского УФАС России».
- Что вас особенно возмущает в поведении некоторых игроков рынка?
- Антимонопольная служба должна содействовать развитию конкуренции и экономики, саморегулирования и культуры добросовестного предпринимательства. Одна из целей предпринимательской деятельности - извлечение прибыли. Однако предпринимательство также должно быть социально ориентированным, и таким же должно быть ценообразование. Взаимодействуя с бизнесом, антимонопольный орган предлагает присоединиться к добросовестным практикам о сдерживании цен на социально значимые продукты питания.
В Челябинской области, к сожалению, только одна сеть из местных - «Метрополис» - присоединилась к этой декларации. Одни повышают цены, руководствуясь исключительно рыночными принципами и отсутствием государственного ценового регулирования, а другие ответственно подходят: даже с «минусовой» торговой надбавкой продавали яйца, когда был всплеск цен и спроса на них.
При этом инструменты мягкого регулирования доказывают свою эффективность. Правительство РФ приняло разработанное ФАС постановление № 662 – этот документ позволяет регионам заключать соглашения с хозяйствующими субъектами о сдерживании роста цен и добровольных обязательствах по ограничению торговых наценок на социально значимые продовольственные товары. В настоящее время ценовые соглашения действуют в 34 регионах, а добровольные обязательства на себя приняли свыше 2 200 производителей и продавцов.
- Как вы относитесь к тому, что УФАС иногда жители области ругают за то, что цены растут, а антимонопольщики ничего не делают?
- В качестве примера можно привести следующую ситуацию. Жители жалуются на то, что перевозчики в небольших муниципальных образованиях работают по нерегулируемому маршруту и поднимают цены, поскольку в связи с изменившейся экономической ситуацией выросли затраты. Во-первых, такой перевозчик не занимает доминирующее положение, поскольку сумма выручки не превышает 800 млн рублей - нормы антимонопольного законодательства на него не распространяются. Во-вторых, вопросы организации регулярного транспортного обслуживания населения относятся к вопросам местного значения.
Орган местного самоуправления может ввести регулируемый маршрут, отобрать перевозчика на конкурсной основе, заинтересовать транспортников субсидиями. Антикризисный пакет поправок в законодательство вывел из-под антимонопольного регулирования и небольшие торговые сети – с суммой выручки в год не более 800 млн рублей. Нужно понимать, что антимонопольный орган должен заниматься крупными делами, которые могут повлиять на общие условия обращения товара и, следовательно, на конкуренцию. К сожалению, потребители не всегда это понимают и начинают обращаться в антимонопольный орган в каждом случае, когда видят рост цен. А мы осуществляем антимонопольный контроль за ценообразованием, когда монополист злоупотребляет доминирующим положением или когда есть признаки антиконкурентного сговора на рынке.
Беседовала Галина Лепина