Увы, чуда не случилось. Челябинский «Трактор» завершил выступление в сезоне 2023/24 года, уступив в четырех матчах полуфинала Кубка Гагарина ярославскому «Локомотиву». Уступил заслуженно, но кто бы мог себе представить еще осенью, что «черно-белые» вообще доберутся до бронзовых медалей КХЛ? Спецкор ЕАН пытается осмыслить прошедший сезон и посмотреть на происходящее немного шире, чем просто на результаты первой команды клубной системы «Трактора».
Хоккейный клуб, тем более такой, как «Трактор», — это не только 25-30 игроков «основы» плюс тренерский, медицинский штабы и администрация. Челябинцы представлены командами во всей вертикали профессионального хоккея в России — в КХЛ (собственно основной состав «Трактора»), ВХЛ (фарм-клуб «Челмет»), МХЛ (молодежь из «Белых медведей») и ЖХЛ (девушки из «Белых медведиц»).
Кроме того, несмотря на то, что бо́льшую часть расходов покрывает правительство области, значимые суммы в кассу «Трактора» вносят спонсоры, никто не снимает с клуба задач по максимальному объему собственных доходов. Плюс хоккей — штука медийная и также требующая от клуба серьезного внимания, вложений и отдачи.
А значит, мы имеем дело с большой клубной системой, как собственно спортивной, так и разнообразной административно-хозяйственной. И оценивать сезон (пока формально полностью еще не законченный — «Белые медведи» сохраняют шансы в полуфинале МХЛ) следует комплексно. Потому что, как показывает практика последних лет, в условиях выравнивания затрат на игроков первой команды все бо́льшее значение приобретает эффективность всей структуры организации.
Спортивный блок
Несмотря на то, что основную команду изрядно болтало весь сезон, спортивные итоги для главной команды «Трактора» можно оценить на твердую «четверку» с плюсом. Потому что, с одной стороны, полуфинал Кубка Гагарина и бронза КХЛ — это все-таки полуфинал и медали. А с другой стороны — ощущение того, что полностью потенциал этой итерации «Трактора» так и остался нераскрытым, никуда не делось. Впрочем, оценка игроков — это тема для отдельной публикации.
Иван Савин
А еще неплохо бы гендиректору «Трактора» Ивану Савину позвонить и поблагодарить Анвара Гатиятулина. Да, осенью с челябинским специалистом пришлось расстаться — результаты не оставляли иного выбора. Но именно он успел привить команде ту тактику и умение играть в обороне, что так помогла в играх плей-офф против «Салавата» и «Динамо».
Что же до сменившего Гатиятулина на посту Алексея Заварухина, то свой шанс на следующий сезон он заслужил.
В костюме - Алексей Заварухин
Но полностью в своей квалификации Заварухин пока не убедил. В том, что он не только "брат" игрокам и мотиватор, но и тактик, умеющий ставить команде игру и способный менять тактику по ходу матча. А еще стратег, способный без ущерба для результата на протяжении длиннющего регулярного сезона грамотно, качественно ротировать состав и подвести команду, ее лидеров к плей-офф в оптимальной форме. Грядущая предсезонка — первая полноценная под его руководством — покажет истинный нынешний уровень Алексея Борисовича, а также потенциал его развития как главного тренера. И оттого еще больше хочется пожелать ему удачи.
Хороший сезон и у команды МХЛ «Белые медведи». Здесь удачно сошлись целая россыпь молодых талантов, у которых определенно есть шанс заявить о себе и на взрослом уровне, хорошая работа тренерского штаба во главе с Маратом Аскаровым и удачная попытка попробовать в качестве этакого менеджера команды Дениса Мошарова — в недавнем прошлом игрока «Трактора» и «Челмета».
А вот «Челмет» опять не попал в плей-офф ВХЛ. Несмотря на то, что состав команды был одним из самых молодых в лиге, уровень таланта игроков (многие из которых имели опыт игры и в КХЛ) позволял рассчитывать хотя бы на попадание в игры навылет. Большие вопросы к тренерскому штабу — кажется, Максиму Смельницкому не удается проявить себя и реализовать потенциал игроков, находящихся в его распоряжении. Возможно, стоит подумать о новом наставнике для ближайшего резерва «Трактора».
Свои сложности у «Белых медведиц». Но они скорее связаны с тем, что в женском хоккее Челябинска идет непростое становление собственно профессиональной команды. И, например, такого большого числа собственных талантливых воспитанниц, что есть в челябинском мужском хоккее, у южноуральских девушек просто нет.
Отдельный разговор — о работе генерального менеджера «Трактора» Алексея Волкова. Вне сомнения, он имеет и огромный объем знаний о хоккейном рынке, и свое понимание, видение того, как должен строиться состав команды, претендующей на Кубок Гагарина.
С другой стороны, столь широких полномочий для единоличного принятия решений, как это порой бывает в других клубах, у Волкова в «Тракторе» нет — особенности системы управления таковы, что крупные контракты и сделки подразумевают коллективное принятие решений на уровне гендиректора, совета директоров и, если надо, даже президента клуба. Добавьте к этому некоторую интровертность Волкова, в прошлом хорошего голкипера, — и получите внешне сложные впечатления.
Тем не менее это он привел классного кипера Зака Фукале, а также Бадди Робинсона и Джека Родуолда, в плей-офф ставших лидерами команды, и еще пару новичков, удачно вписавшихся в состав. В то же время ему так и не удалось решить проблему «Трактора» с достаточным количеством качественных центрфорвардов. Были и не совсем удачные подписания. Так что твердая «четверка» по пятибалльной системе.
Сейчас перед Волковым стоит задача квалифицированно освежить состав, несколько омолодив его, добавив габаритов в линию нападения, не потеряв при этом в боевитости и характере и сохранив общий уровень и потенциал команды.
Медийно-маркетинговый блок
Команде под руководством Сергея Якушевского (зам. Ивана Савина по развитию) хочется только хлопать в ладоши. Сейчас «Трактор» — наверное, лидер всей КХЛ по уровню и качеству маркетинговой и коммерческой активности. А клуб — точно один из лидеров лиги по величине собственных коммерческих доходов. «Пятерка», да пожалуй что с плюсом.
Крутые лазерные шоу, живые концерты перед матчами и в перерывах, разнообразные активности как в дни матчей, так и в межсезонье, мощные соцсети — «Трактор» все больше предстает как мощный, грамотно продуманный маркетинговый продукт для качественного семейного потребления. Замечу, без каких-то выдающихся бюджетов, предусмотренных на эти цели. Количество детей на трибунах, аншлаги и даже проблемы с перекупщиками билетов в плей-офф это лишь подтверждают.
Кроме того, у «Трактора» есть оформленная в документ четкая маркетинговая концепция и варианты ее развития. Что означает лишь одно — эта сторона дела продолжит свое развитие.
Удачным оказалась и казавшаяся поначалу болезненной и даже сомнительной смена комментаторов с местных «непокорных слуг» на специально приглашенных московских профессионалов. Телерейтинги и количество просмотров в интернете говорят сами за себя. Тем не менее стратегически было бы верно все-таки готовить и своих комментаторов, пусть и не возвращаясь к тем, кто уже в прошлом.
Администрация
Несмотря на то, что сезон оказался непростым, клубная система в целом исправно функционировала, а его руководство в итоге на всех ключевых развилках приняло решения, оказавшиеся верными. Так что гендиректору клуба Ивану Савину и его ближайшему окружению — «пятерка», пусть и с минусом. Потому что бронза — не золото.
Впереди — межсезонье, работа по комплектации составов всех команд системы, поиску новых коммерческих и маркетинговых партнеров, планированию всей деятельности клуба на будущий сезон. Задачи на который, думается, будут поставлены серьезные. Горячая пора, словом. Что же, тем интереснее будет следить за ней.