Тепло, щедро отсыпанное челябинцам природой в середине апреля, заставило горожан сменить гардероб на летний. А еще оно продемонстрировало во всей красе, что страсть к новым престижным автомобилям в челябинцах не убьет ничто: ни санкции, ни невозможность официального импорта «тачанок» любимых марок, ни кратно выросшие цены, ни сильно расширенный список авто, подпадающих под увеличивающийся в этом году налог на роскошь.
Помнится, в начале 80-х, когда советские власти во главе с Леонидом Ильичом Брежневым решили поднять цену на водку, народное творчество ответило стишком:
«Было три, а стало пять — все равно берем опять!
Даже если будет восемь — все равно мы пить не бросим!
Передайте Ильичу - нам и десять по плечу!..»
Сорок с лишним лет спустя с автомобилями в Челябинске примерно та же история.
Смотрю на выставку материального благополучия столицы Южного Урала из окон офиса, выходящих на один из центральных городских перекрестков. Утром — привычная картина: сначала в сторону городского бора, а потом назад едет пара автомобилей губернаторского кортежа — видимо, забирать главу региона на работу. Ну а затем уже - вся красота.
В этом весеннем автосезоне наряду с новейшими и почти новейшими «навороченными» «меринами» от Brabus и AMG (в основном, конечно, «гелики» да S-klasse), «бимерами» (они же «бумеры») от M-sport, «панамерами», «кайенами» и «тайканами» от Porsche, прочими «майбахами» да «бентлями» на улицах Челябинска часто можно встретить мощнейших «американцев» — от простеньких «Шевроле Камаро» (привет Бамблби из «Трансформеров»), до, например, 717-сильного Dodge Charger Hellcat. Все ярких цветов — белые, красные, желтые… Каждая такая машинка, особенно если не сильно подержанная, — много-много миллионов рублей.
А еще в моду вошли престижные модели разнообразных китайских марок. Так, мне уже откровенно замозолил глаза электрокроссовер китайской марки «Хунцы» («красная стрела», что-то типа китайского «Ауруса», на моделях этой марки ездит высшее руководство страны) модели HSE-9.
Серебристый могучий великан к тому же снабжен номером 001 и серии ЕКХ. Правда, не московского, а челябинского региона. Но у владельца явно все в порядке с самоуверенностью, и он точно знает, кто именно катается по Москве с номерами, имеющими неофициальную расшифровку «Еду, Как Хочу» (для неразбирающихся — считается, что это номерная серия Федеральной службы охраны).
А еще какой-то смелый человек катается на «Ягуаре» с номером 001 и серией ВОР. Про всяких там ХАМ и прочих УЕВ и не говорю.
Но вернемся к «китайцам». ZEEKR, Voyah, Li auto, Nio и так далее — «электрички» и гибриды, владельцы которых все чаще в поисках соответствующей розетки. Как и множащиеся в Челябинске владельцы Tesla.
С другой стороны — ну вот пока нет в Челябинске новых моделей Ferrari, Lamborghini, McLaren, Rolls Royce и прочего «традиционного», «старосветского» автошика. Ну что поделать…
Тут, кстати, прослеживается любопытная тенденция.
Известно, что самыми завзятыми любителями автомобильной роскоши в Челябинске считались, в том числе, Александр Аристов и Юрий Антипов. У первого в автопарке были и Ferrari 458, и Lamborghini Aventador, и несколько Rolls Royce, и «Майбах», у второго — Bentley и Rolls Royce. Но вот что-то подсказывает, что сейчас недавним владельцам «Арианта» и Группы ЧЭМК явно не до новых автомобильных приобретений.
Ну что же, видимо, в Челябинске процесс смены политических элит совпал со сменой автомобильных пристрастий и понятий о роскоши. Как-то незаметно на Южном Урале выросло целое поколение «новых богатых». Да, не олигархи, ставшие таковыми на приватизации госимущества, но вполне себе состоятельные «30-летние с деньгами», которые могут себе позволить потратить 10-15 млн на понравившийся автомобиль, не сильно заморачиваясь.
Кто они, это новое поколение? Что за люди? Чем живут и как зарабатывают? Какие у них взгляды? Как они видят будущее страны, региона, города и как — свое будущее в России, Челябинске? Боюсь, точного ответа на эти вопросы нет даже у все сильнее оцифровывающей все экономические процессы Федеральной налоговой службы…