Давным-давно, двадцать с лишним лет назад, спецкор ЕАН получил одну награду, которую с тех пор никогда не надевал на лацкан своего пиджака. А теперь он сильно возмущен тем, как челябинские, так сказать, депутаты пытаются использовать в личных мелкокорыстных целях специальную военную операцию.
В далеком уже 2003 году автор этих строк, совсем еще молодой корреспондент правительственной газеты «Южноуральская панорама», сгонял в мощную двухнедельную командировку на таджикско-афганскую границу. Дело было в мае, поездка получилась на редкость удачной и богатой на впечатления. По возвращении, аккурат к профессиональному празднику стражей границы, был подготовлен масштабный репортаж о буднях пограничников-южноуральцев, охранявших рубежи России, Таджикистана и всей своей мощью вставших на пути растущего наркотрафика и оружейных караванов.
Чуть погодя меня пригласили в Юго-Восточное региональное пограничное управление, штаб которого тогда квартировал в Челябинске, и генерал-лейтенант Микаэл Оганесян вручил красневшему от волнения журналисту знак «Отличник пограничной службы» третьей степени. И удостоверение к нему. С подписями, печатями и все такое.
На прощание знакомый офицер из тех, что договаривался о самой возможности поездки, легонько хлопнул меня по плечу и сказал: «Хороший у тебя репортаж получился, молодец. Знаешь, у нас обычно такие знаки дают тем, у кого пять задержаний нарушителей на счету»...
...Незадолго до окончания единороссовских праймериз (ну или как там у них эти внутрипартийные псевдовыборы называются) посмотрел списки участвующих в этом милом действе. Фамилии и краткие справки либо говорили о том, что этот кандидат – «техник» и заявлен для того, чтобы создать видимость конкуренции, либо описывали уже действующего депутата того или иного уровня. Ну как обычно.
Но есть нюанс. Сразу несколько из последних заявлений президента России Владимира Путина призывали к тому, чтобы во власть, в элиту страны шли те, кто геройски проявил себя на специальной военной операции.
В регионах, как водится, смекнули быстро (плюс еще добавили установок «кураторы» из Москвы), и в списках на «праймериз» ЕР появились фамилии, рядом с которыми было написано «участник СВО».
Ну фамилии, и фамилии. Вот женщина, фельдшер воинской части, вот еще кто-то. Вот депутат-орденоносец Голиков, который, как бы кто ни судачил, был в действующих боевых частях. Вот полковник полиции, который, как выяснилось, ушел на фронт добровольцем и комиссован с двумя ранениями.
...И тут на мои глаза попали фамилии двух действующих депутатов районного масштаба. Коммерсы как коммерсы, средней руки, таковыми в Челябинске и известны. Фамилии не назову, может быть, они, прочитав этот текст (уверен, им его покажут), поймут все сами.
Один из них участвовал и вроде продолжает участвовать в восстановлении объектов в ДНР в подшефных Челябинской области городах. За деньги области, разумеется. Был я, кстати, на этих объектах во время своих журналистских поездок в Донбасс. О качестве судить не мне, школа с детсадом вроде работают. А о заработках не спрашиваю.
Второй вроде свозил гуманитарку какую-то. Ну молодец, спасибо ему. Но ведь ее много кто возит – людей, искренне желающих помочь нашим бойцам, невероятное количество. Каналов доставки - тоже.
В общем, молодцы. Но чтобы вот прямо «участники СВО»?
Начинаю обзванивать сведущих людей. Те и говорят – так у них даже медали соответствующие есть! Так и называются - «Участник СВО». Вручили им военные.
Тут до меня доходит, что речь о ведомственной награде, которую по доброте душевной выдают гражданским некоторые командиры воинских частей. Ну а чего не наградить того, кто гуманитарку привез? Не жалко же. К тому же название названием, а статуса ветерана или участника боевых действий эта кругляшка не дает, как и бесплатного проезда в общественном транспорте.
"Чего ты взъелся тогда, журналюга?" — спросите вы автора этих строк. К тому же «из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд».
А вот чего. Название медальки такое, что не всякий обыватель различит, кто там танки подбивал, рискуя жизнью, а кто... А кто – нет.
И когда те, «кто не стрелял», не просто выставляют себя публично в качестве «участников СВО», но и пытаются этот, в общем, фейковый статус использовать в своих политических интересах, а именно – в данном случае попасть в «квоту эсвэошников» на выборах...
«Знаешь, у каждого свое представление о приличиях, о совести», – сказал мне в адрес своих коллег еще один депутат-единоросс. У которого, кстати, есть вполне себе боевые награды. Которых я на лацканах его пиджаков никогда не видел.
Соглашусь. Я ведь и сам после тех слов офицера-пограничника двадцатилетней давности спрятал свой значок в письменный стол, и с тех пор он там и лежит. На память. А если сдуру надену его в день пограничника и начну так ходить по улицам, то ветераны-«погранцы» меня просто побьют. И будут правы. Потому что у меня нет пяти задержаний нарушителей государственной границы. И вообще – не служил.
Казалось бы, товарищей могла бы поправить партия. Но не поправила...
Возможно, когда-то поправят другие. Те, кто воевал. Возможно, поправят вместе с лицами. Но это не точно. Раньше, при СССР, так бы и было. Нравы были проще. Особенно у фронтовиков. Впрочем, не мне судить. Боюсь лишь, что скоро таких вот «участников СВО» скоро будет как детей лейтенанта Шмидта в годы, о которых писали Ильф, Петров и Зощенко...
P.S. Кстати, у моей матушки, тоже журналистки, был значок «Отличник Советской армии». Нет, она не служила. Тоже попала в репортерскую командировку, и ее наградили. До сих пор этот значок лежит вместе с ее фотографиями и наградами. Она его так ни разу и не надела...
От редакции: точка зрения автора – исключительно его личное оценочное суждение, которое может не совпадать с позицией редакции и с точкой зрения депутатов – «участников СВО».