Многие участники СВО переживают симптомы стрессового расстройства, которые не дают им нормально жить после возвращения домой. Они могут испытывать трудности в быту, в общении с людьми, а иногда и вовсе оказываются изолированными от общества. И если в ХХ веке участники боевых действий чаще всего вынуждены были мириться с симптомами и жить с ними либо попадали сразу к психиатрам, то сейчас они могут получить помощь психологов и избавиться от так называемого ПТСР без посещения больниц. О том, что это за состояние, как близкие могут распознать его на начальных стадиях, мы поговорили с медицинским психологом, сотрудником челябинского Центра поддержки и реабилитации участников специальной военной операции Данилом Налимовым.
- Данил, объясните, пожалуйста, нам на пальцах, что такое ПТСР.
- У работы непосредственно с участниками СВО есть определенная специфика, с которой раньше никто не сталкивался. Тот опыт, который был в стране, остался в стенах специализированных учреждений, в основном это был вопрос психиатрии. Сейчас мы понимаем: мало выявить расстройство, нужно что-то с ним делать. Появились психологи, в первую очередь медицинские, которые с этим расстройством работают. Страшная аббревиатура ПТСР, о которой все говорят, – посттравматическое стрессовое расстройство. Это состояние психики, возникающее в результате воздействия длительного либо очень острого стрессового фактора. Сама структура ПТСР распространяется не только на участников СВО. Ты ведь можешь быть и участником, и свидетелем событий. Психика человека - структура пластичная, индивидуальная. Здесь очень большое количество факторов сходятся воедино, чтобы получить такую реакцию.
- Как близким пришедшего с СВО человека распознать присутствие расстройства еще на ранних стадиях, пока оно не начало развиваться?
- Здесь все гораздо прозрачнее, чем кажется. Есть три основных симптома, по которым ориентируемся в оценке состояния человека. Первый - симптом вторжения: все эти навязчивые флешбэки, то есть картинки перед глазами, страшные события, которые человек пережил, вытесненные воспоминания, которые навязчиво против воли человека появляются в поле его сознания. Второй – избегание: здесь больше про поведенческие реакции. Человек, находясь в зоне боевых действий, адаптируется к условиям среды вокруг себя. И эти привычки у него сохраняются, когда он возвращается домой. Очень яркий пример: человек выходит из машины и первым делом оглядывается вокруг себя. Либо он слышит громкие звуки и реагирует на них. Есть рекомендация – не пугать, не шуметь в присутствии человека, у которого наблюдаются симптомы ПТСР. Это остаточный рефлекс. Третий симптом - физиологическое возбуждение, напряжение. Это про нервную систему и про эмоциональный фон. Сами участники зачастую говорят так: «Я прекрасно понимаю, что ничего вокруг меня страшного не происходит, но чувствую тревогу, у меня случаются панические атаки, я просыпаюсь по ночам».
- Может ли ПТСР со временем пройти само?
- Оно может пройти само со временем, но очень много звезд должно сойтись, чтобы оно прошло. Здесь много подводных камней. И семья, и социум, и то, чем человек занимается в привычной для него жизни. Так что лучше все-таки не ждать, а обратиться за помощью. Основной залог успеха в избавлении от ПТСР – это своевременное обращение за помощью. Чем раньше вы обратились, тем больше шансов, что расстройство пройдет бессимптомно и без проблем.
- А как понять, когда обращаться? Если человек два дня назад вернулся и у него есть симптомы, надо сразу же бежать к психологу?
- Как говорится, за «спросить» в лоб никто не дает. Если через пару дней, как вернулся, может, это и не расстройство еще. Но бывают гораздо более сложные ситуации. Симптомы расстройства могут «догнать» человека через продолжительное время. Эти симптомы могут быть отсрочены на полгода. И эти истории гораздо серьезнее чем те, где у человека сразу проявляется ПТСР. Семья и сам человек могут подумать, что это не ПТСР, ведь до этого целых полгода с пришедшим домой с СВО отцом, братом, сыном было все нормально. В этом случае никто никуда не обращается, а расстройство развивается.
- Какова самая главная проблема при выявлении и лечении ПТСР?
- Есть распространенное отношение людей. Не идут психологу, потому что путают с психиатром. Не хотят признавать, что есть проблема, тем более не хотят о ней рассказать. Если человек все-таки к нам попадает, мы говорим ему так: то, что происходит, - это естественная реакция организма на неестественные события. Мы этой формулировкой объясняем человеку, что все с ним нормально, просто нужно отработать ситуацию. И очень важно просвещение семей. То есть нужно, чтобы семья не просто смогла увидеть симптомы расстройства, но и убедить человека обратиться за помощью.
О том, как помочь близким воздействовать на родственника с симптомами, не желающего обратиться за помощью, о методиках, которые применяют психологи центра для избавления от ПТСР, а также о работе с матерями, женами и детьми участников СВО мы расскажем в следующем материале.
Галина Лепина