В Челябинске начался II Русский экономический форум. Он будет проходить три дня – до 9 ноября. Участники, в том числе именитые гости из Москвы, обсудят цифровизацию, производство роботов, преодоление дефицита кадров, демографию. Вопросы миграции были подняты сегодня на панельной сессии «Управление миграцией: как получить плюсы без минусов».
Эксперты на сессии напомнили, что миграционный вопрос часто становится чувствительным и несет в себе определенные риски. По данным МВД России, на учете по состоянию на 1 сентября 2024 года состоят почти 6,2 млн иностранцев, это порядка 4,2% от населения страны. В этой ситуации есть потребность в совершенствовании регулирования миграционных процессов.
При этом стоит всегда помнить, что Россия – огромная страна с разнообразием исторических, культурных и социально-экономических ландшафтов, что сказывается на ситуации с мигрантами в регионах. О том, как дело обстоит в Москве, рассказала кандидат экономических наук, старший научный сотрудник ФГБУН «Институт востоковедения Российской академии наук» Наталья Космарская.
«Еще 10 лет назад почти все люди, с которыми я разговаривала, прекрасно понимали (и каждый говорил своим языком: кто-то почти научным, а кто-то простым бытовым), как и почему привлекаются мигранты и из-за чего ситуация с ними сложилась именно такая, а не другая.
Тогда, 10 лет назад, мигранты воплощали болезненную для российского общества проблему, тем не менее выступали как жертвы и вызывали сочувствие. Сейчас ситуация стала более жесткой. Чувствуется усталость местного населения от людей с метлой или лопатой, в грязном комбинезоне, с плохим русским языком. Сильно ощущается у людей эта усталость, особенно в Москве», - поделилась специалист.
Она добавила, что москвичи являются потребителями услуг мигрантов, являются их соседями, но при этом не хотят с ними общаться и работать. И эта дистанция, по словам Космарской, усиливается.
Кандидат наук предложила несколько мер, которые, по ее оценке, должны помочь минимизировать миграционные риски. «Это должны быть не запреты работать в каких-то сферах, выполнять определенные обязанности, а, например, разбавление этой массы мигрантов низкостатусного труда людьми, которые выглядели бы по-другому, не ассоциировались бы у местного населения с иностранцами. У нас есть дотационные регионы, из которых можно привлечь людей для выполнения непрестижных видов работ. Они могут на несколько месяцев приезжать из какого-нибудь райцентра депрессивной Центральной России и работать. И таким образом мигрантская масса разбавится», - считает Наталья Космарская.
Она также заявила, что нужно кратно увеличить число бюджетных мест в российских вузах, на которые могли бы поступать мигранты, чтобы часть из них потом оставалась в России и при этом уже была образованной и имела квалификацию. А чтобы мигранты приезжали в Россию уже «подготовленными», для них на родине нужно открывать интернаты, как в Киргизии, сказала Космарская.
«В Киргизии работают три интерната для детей мигрантов. Они существуют на деньги российского бюджета. Там дети занимаются по российским программам обучения, учат русский язык. Три интерната – это мало. Их должно быть 30», - заключила спикер сессии.