Мошенники стали тщательнее проводить разведку, собирая информацию о будущих жертвах. Для этого они используют специальные программные продукты. Об этом рассказала управляющая челябинским отделением Банка России Елена Федина на конференции по информационной безопасности «гИБЧе».
Телефонные мошенники — кто они такие
По словам Елены Фединой, против жителей страны действуют высокоорганизованные преступные группы, центры которых находятся за границей.
«Эти группы состоят из организаторов, опытных психологов, социологов, которые пишут скрипты для тех, кто сидит в кол-центрах и обзванивает жителей. Неотъемлемая часть этой преступной группы — это дропы, люди, которые работают среди нас и помогают мошенникам, предоставляя карты для вывода денег.
Попадаются на удочку мошенников очень образованные люди. Человека вводят в легкий транс, у него отключается критическое мышление. Самое лучшее — это прекратить разговор, лучше просто положить трубку», — рекомендует Елена Федина.
Начальник отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере персональных данных управления Роскомнадзора по Челябинской области Марина Вдовина отмечает, что распознать телефонных мошенников можно благодаря их речи.
«Нужно насторожиться, если слышите короткую речь. Мошенники, пытаясь запудрить мозги, быстро выдают информацию. Они говорят: вам не надо ничего делать, мы за вас все сделаем, вы только скажите код. Занятый человек, конечно, клюет на это. Важно помнить, что банки не звонят физическим лицам так часто, как это делают мошенники», — прокомментировала она.
В последнее время мошенники стали чаще использовать в телефонных разговорах информацию из соцсетей.
«У нас много данных в соцсетях: фотографии, ролики, личная информация. Есть утечки баз данных. Программные продукты обрабатывают информацию и получают портрет будущей жертвы. Звонки становятся более адресными, что позволяет мошенникам внедряться в доверие. Дипфейки стали чаще использоваться, мошенники генерируют изображение человека и рассылают его друзьям, родственникам с просьбой о помощи. Это, как правило, качественные дипфейки, на которые люди ведутся, переводят деньги мошенникам. Всегда надо перезванивать и уточнять информацию, сегодня мир такой, что надо все проверять», — советует Елена Федина.
Как борются с телефонными мошенниками
Елена Федина сообщила, что для борьбы с мошенниками Банк России активно использует антифрод-системы. Они оценивают финансовые транзакции на предмет подозрительных переводов.
«За первое полугодие 2024 года банки отразили более 30 млн мошеннических операций на сумму 4,3 трлн рублей. У нас действует закон, который охлаждает, приостанавливает переводы на подозрительные счета. Этим законом отключается дистанционное банковское обслуживание по счетам дропов.
С 25 июля, когда начал действовать этот закон, банки одномоментно отключили 30 тыс. счетов-дропов. Это значит, что у людей, которые занимаются этими операциями, перестают во всех банках работать мобильные приложения и банковские карты. Ежедневно банки охлаждают 20 тыс. переводов», — сказала она.
С 1 марта следующего года жители смогут через портал «Госуслуги» или в МФЦ подавать заявление о запрете онлайн-кредитования.
«Человек сможет запретить брать онлайн-кредит, он будет знать, что это невозможно. Когда человеку начнут рассказывать, что кто-то от его имени взял кредит, он будет понимать, что это невозможно. Если он захочет это разблокировать, ему нужно лично прийти в МФЦ. Это снижает риск стать жертвой телефонного мошенничества», — подчеркнул заместитель губернатора Челябинской области Александр Козлов.