В Челябинске развивается конфликт между жителями Ленинского района и кузнечно-прессовым заводом (ЧКПЗ). С прошлого года по улице 1-й Трубосварочной под окнами домов налажено интенсивное движение грузовиков. Жители говорят, что устали от шума и грязи, и опасаются, что ради дороги у них отберут часть земли. Подробности в материале ЕАН.
Улицу 1-ю Трубосварочную, которая на протяжении десятков лет была тупиковой, в 2023 году сделали проходной. Знак «Жилая зона» убрали, подняли теплотрассу, соединили с железнодорожным переездом и с выходом на проходную завода. Со стороны Копейского шоссе оборудовали въезд.
«Мы еще удивились, зачем ремонтируют хорошую дорогу после недавнего ремонта, бордюры новые меняют зачем-то. Когда под нашими окнами стали возникать нескончаемые пробки грузовиков, мы возмутились.
Прошло собрание, на котором нам заявили: не беспокойтесь, у нас есть другая – бетонная дорога, грузовики будут ходить там. Спустя время нас заверяли, что сделают еще одну дорогу – объездную, а на нашей улице установят искусственные неровности, знаки ограничения скоростного режима. Называли сроки – конец 2024 года, но ничего сделано так и не было», - рассказал местный житель Александр Чирков.
В течение этого года жители не раз обсуждали проблему с представителями власти. На состоявшемся в марте собрании чиновники сказали людям, что проезд по Трубосварочной является дорогой общего пользования, запретить или ограничить движение большегрузов по ней нельзя.
Александр Орел за день до ухода с поста главы Ленинского района предложил жителям самим договориться с руководством завода. «Дорога есть, завод есть… К сожалению, мы с этими машинами ничего не сделаем. Дорогу специально реконструировали для того, чтобы обеспечить загрузку завода. Но завод сам может регулировать, по какой дороге им ездить, поэтому давайте разговаривать с заводом, чтобы они регулировали работу большегрузных машин», - обратился к людям Орел.
Незадолго до этого разговора стало известно, что у нескольких собственников частных домов еще хотят отобрать придомовые зоны, где располагаются палисадники, клумбы, места для откачки стоков. В августе 2024 года администрация Челябинска через свой комитет по управлению имуществом и земельным отношениям подала иски в суд с требованиями к жителям освободить территории.
«С августа 2024 года и по сей день мы в судебных процессах, и так шесть семей. Я вообще не представляю, как мы будем жить, если нас лишат придомовой территории. Во-первых, сейчас небольшой газон перед окнами хоть как-то отделяет дом от проезжей части, а потом это все вообще будет под окнами.
Во-вторых, у меня ребенок-инвалид, и чтобы его вывести, усадить в машину, открыть ворота – мы автоматически окажемся на проезжей части, а если учесть, что эта дорога не чистится, не моется, а зимой просто превращается в хаос, то вообще все это выглядит очень странно.
Куда будут сдвинуты газовые колонки и фонари ночного освещения – остается загадкой», - поделилась местная жительница Алена Хананова.
Челябинцы уже сообщали о своей проблеме в разные госорганы, в Центр управления регионом, губернатору Алексею Текслеру, в приемную депутата Госдумы Валерия Гартунга (его семье принадлежит ЧКПЗ) и даже на прямую линию президенту Владимиру Путину. Но никакого результата они пока не добились.
Юрист общества «Центр бизнес-консультант» Егор Шмидт, который занимается историей с улицей Трубосварочной, считает требования властей по изъятию придомовых территорий абсурдными.
«Истец в лице комитета по управлению имуществом и земельными отношениями Челябинска предъявляет в массовой форме исковые заявления об освобождении, по их мнению, самовольно занятых земельных участков, в том числе путем демонтажа частей построек, гаражей и ограждений земельных участков. Комитет ссылается на утвержденную в 2017 году документацию по планировке территории, которая, помимо всего прочего, устанавливает красные линии.
Абсурдность требований заключается в том, что все постройки, гаражи, ограждения возникли в такой конфигурации порядка 60 лет назад при плановой застройке территории, что подтверждается архивными сведениями из областного Центра техинвентаризации. Это приводят в своих возражениях ответчики, которые в основной своей массе проживают там с момента первоначальной застройки либо уже не в одном поколении», - прокомментировал юрист.
ЕАН направил запрос на ЧКПЗ по поводу дороги для грузовиков. Там ответили, что 1-я Трубосварочная имеет статус дороги общего пользования, не являясь ни жилой зоной, ни межквартальным проездом. Ограничений на пользование такими дорогами нет, поэтому движение по ним не требует разрешительных документов.
«Необходимость использования проезжей части улицы 1-й Трубосварочной для движения автомобилей на ПАО «ЧКПЗ» возникла в связи с ростом отгрузок, чтобы разгрузить транспортный поток по улице Горелова.
Для сокращения заторов, пробок на 1-й Трубосварочной, с целью снижения шума, пыли и загазованности выхлопными газами 28.02.2024 было направлено письмо в комитет дорожного хозяйства администрации города Челябинска с просьбой установить дорожные знаки, запрещающие стоянку транспорта. Необходимые дорожные знаки были установлены в апреле.
Также в апреле и мае 2024 года были направлены письма с просьбой установить дополнительные дорожные знаки для возможности принудительной эвакуации припаркованных автомобилей с ул. 1-й Трубосварочной. Руководство ПАО «ЧКПЗ» заинтересовано в том, чтобы минимизировать трафик грузового автотранспорта для жителей улицы 1-й Трубосварочной и предпринимает для этого ряд действий», - отметили на предприятии.
Там указали, что сейчас значительная часть отгрузок готовой продукции производится за пределами территории ПАО «ЧКПЗ», что значительно сократило транспортный поток по улицам 1-й Трубосварочной и Горелова. Предприятие в 2023 году обратилось в администрацию Челябинска с просьбой о строительстве дороги, соединяющей территорию ЧКПЗ с улицей Обуховской. В случае организации заезда на территорию ПАО «ЧКПЗ» с Обуховской будет разгружен трафик транспорта на 1-й Трубосварочной и Горелова.
Но жители не верят промышленникам. Местное население утверждает, что Трубосварочная не используется для вывоза готовой продукции. «[Улица] используется для вывоза отходов производства, опасных грузов и строительной техники», - сказал корреспонденту ЕАН Александр Чирков.