За последний месяц практически во всех свердловских банках выросли процентные ставки по кредитам. Вслед за ними выросли и те же показатели по вкладам, однако, свердловские банкиры утверждают, в этом виноваты сами заемщики, которые массово ринулись в банки за деньгами. По данным нескольких банков Екатеринбурга, число их заемщиков за последнее время выросло практически в 2 раза. Что в действительности происходит на рынке банковских услуг, попытался выяснить корреспондент агентства ЕАН совместно с представителями нескольких крупных банков Екатеринбурга, специалистами банковской и инвестиционно-финансовой систем.
Ситуацию комментирует заместитель председателя Уральского банковского союза Евгений Болотин: «В макроэкономике у нас был достаточно долго период дешевых и больших средств. В прошлом году у американцев случился кризис на рынке ипотеки. После этого деньги в мире начали дорожать. Американцы отличились и устроили маленькую финансовую войну на своей территории – и средства начали дорожать еще большими темпами. Денег становится меньше, а желающих их получить становится больше – в этом смысле политика отечественных банков абсолютно адекватна. У людей складывается такое мнение, что надо взять кредит сейчас, потому что потом он подорожает, и процентные ставки будут дальше расти. В результате банки фиксируют большой наплыв заемщиков. Я это связываю с тем, что у людей пока нет инстинктов рыночного поведения. Если мы посмотрим на Америку, там конечно ситуация кардинально отличается от нашей. В штатах кризис в самом разгаре и население очень правильно на все это реагирует: они перестают покупать дорогостоящие вещи и начинают экономить, копить деньги. Там даже продажи автомобилей на 27 процентов упали. Если бы мы сейчас жили в Советском Союзе, то журналисты бы писали: «В то время, как проклятые империалисты устроили кризис, из-за которого страдают рабочие Детройта, работники Свердловской области перевыполняют очередной пятилетний план, растет благосостояние советских людей». В советской системе экономики мы были жестко защищены от потрясений».
Однако, заемщики, в свою очередь, винят во всем финансовый кризис. На банковских Интернет-форумах разгорелись нешуточные споры между клиентами и кредиторами. «Тезис о том, что процентные ставки выросли по причине большого количества заявок, мне кажется несерьезным. Банк, собственно, для того и создается, чтобы зарабатывать, предоставляя финансовые услуги клиентам. И чем больше клиентов, тем больше банк зарабатывает. Если увеличивать проценты по кредиту, то можно рассчитывать только на то, что с учетом ситуации на рынке кредитования, новые повышенные проценты будут восприняты как неизбежность и количество клиентов не особо изменится. То есть при той же клиентской базе банк получит больший процент за выданные кредиты. Риски растут, деньги дорожают, банкам надо как-то компенсировать негатив сегодняшнего дня. Такая позиция мне понятна и с учетом действующих тенденций готов с ней мириться. В противном случае я не совсем пониманию причины повышения. То, что увеличилось количество заявок, так это естественно. Работает и реклама, и репутация банка, и растущие потребности людей. Способность своевременно обрабатывать заявки, на мой взгляд, это больше технический вопрос организации бизнеса, нежели стратегический. Насколько я понимаю, это следствие последних событий финансового кризиса», - высказал свое мнение посетитель форума на сайте банка «Северная казна». На что представитель банка ответил ему следующее: «Раньше мы получали за день 200-250 кредитных заявок. Сейчас более 550. Один специалист максимум может обработать за день 16 заявок. И как в этой ситуации действовать? Нанимать и обучать срочно новых специалистов? Ну и стоимость пассивов нельзя сбрасывать со счетов. Мы должны быть конкурентоспособны и по процентным ставкам по вкладам. А в итоге это, конечно, приводит к росту стоимости кредитов».
Ставки по кредитам действительно повысились, - подтвердил информацию агентству ЕАН пресс-секретарь банка «Северная казна» Алексей Калистратов, - Это связано, в первую очередь, с удорожанием финансовых ресурсов на рынке: в связи с инфляцией, банк «Северная казна» поднял ставки по вкладам. А если увеличивается цена привлечения средств, то поднимается и стоимость размещаемых банком денег. Кроме того, за последнее месяц количество заявок на получение кредита в нашем банке практически удвоилось – значит и затраты на обработку этого потока заявлений возросли».
С мнением коллег согласен и руководитель дирекции розничных продаж Уральского банка реконструкции и развития Денис Бабушкин: «Изменения в экономике обусловлены инвестиционным кризисом за рубежом. Недостаток денежной массы за границей для тех российских банков, которые используют заемные ресурсы, привел к дефициту заимствования ими дешевых ресурсов за рубежом. В связи с этим многие из них вынуждены были переориентироваться на внутренний рынок. Естественно, что в условиях дефицита средств извне банки стали платить большую цену за привлечение ресурсов на российском рынке. Для потребителей банковских услуг последствия экономических изменений выразились в повышении ставок по депозитам, в среднем, на 1,5-2 процента по рынку в целом. Логично, что вслед за этим последовало повышение ставок по кредитным продуктам - на 2-3 процента. В том же диапазоне, что и в целом по рынку, происходили изменения ставок в УБРиР: с конца сентября мы увеличили ставки по основным видам вкладов примерно на 1,5 процента, от 1 до 2,5 процентов повысились ставки по кредитам. Подчеркиваю, изменение стоимости продуктов - это исключительно отражение общей рыночной ситуации. Адекватно текущей рыночной ситуации изменилась лишь процедура оценки заемщика - она стала более тщательной и взвешенной. Чтобы избежать неплатежеспособности клиентов, мы вынуждены более подробно оценивать информацию, предоставленную заявителями в анкетах на получение кредита. Более серьезные последствия нашим клиентам не грозят».
В сложившейся ситуации ажиотажа вокруг кредитов экономисты советуют свердловчанам быть более экономными. Сегодня необходимо больше заниматься сбережением, чем потреблением. Скорее стоит делать вклады, чем брать кредиты.
«Меня поражают люди, которые сейчас стремятся купить автомобиль в кредит под большой процент, мотивируя это тем, что потом эту машину будет невозможно приобрести. Если заемщики и дальше будут провоцировать рост процентных ставок по кредитам, то этот показатель дойдет до своего максимума, когда на таких условиях уже никто не сможет брать кредит и процент пойдет на спад, пока не уравновесится. Надо понимать, что сегодня процентная ставка определяется общемировой тенденцией повышения ставок по кредитам и по вкладам. Есть некий спекулятивный спрос на кредиты и банки, видя, что потребность растет, а ресурсы ограничены, повышают ставки», - подчеркнул Евгений Болотин.
А пока банки активно заверяют вкладчиков и заемщиков в том, что ситуация стабильная, экономисты советуют потребителям повременить с кредитами, финансисты Екатеринбурга откровенно говорят о серьезном кризисе ликвидности банков, который может закончиться весьма плачевно.
Директор уральского филиала инвестиционно-финансовой группы «Аккорд-Инвест» Константин Селянин считает, что причиной ужесточения условий получения кредита является финансовый кризис. «Многие банки откровенно свернули программы кредитования физических и юридических лиц. При этом рынок межбанковского кредитования закрыт для большинства банков, за исключением крупнейших. Банки оказались в очень тяжелом положении – речь идет о кризисе ликвидности, то есть недостатке средств исполнить свои обязательства прямо сейчас. В этой ситуации банки не настроены увеличивать объемы кредитования. Практически все банки максимально ужесточили процедуру выдачи кредитов, фактически сделав кредиты недоступными. Сейчас в Екатеринбурге получить ипотеку или автокредит практически невозможно. Насколько я знаю, банки отзывают все кредиты, которые можно отозвать. К примеру, УБРиР и многие другие банки прекратили кредитование по овердрафтам - это кредитование, не обеспеченное залогом за счет оборотных средств», - отметил Константин Селянин.
Единственный выход из этой ситуации он видит в том, чтобы деньги, выделенные государством, получила именно вся банковская система, а не только крупнейшие банки и банки первой руки. «Ситуация действительно напряженная. Для многих банков все может закончиться очень печально – дефолтами, пусть даже техническими, вынужденными или даже полноценными дефолтами, банкротствами. В этом случае, конечно, существует система страхования депозитов, однако проценты, под которые делался вклад, клиент уже не вернет», - добавил Константин Селянин.
P.S: Редакция ИА «ЕАН» обращалась также за комментариями при написании материала к пресс-службам банков «СКБ», «Драгоценности Урала» и «Банк24.ру». От комментариев они отказались.
Анна Яшкина, Европейско-Азиатские новости.
Ситуацию комментирует заместитель председателя Уральского банковского союза Евгений Болотин: «В макроэкономике у нас был достаточно долго период дешевых и больших средств. В прошлом году у американцев случился кризис на рынке ипотеки. После этого деньги в мире начали дорожать. Американцы отличились и устроили маленькую финансовую войну на своей территории – и средства начали дорожать еще большими темпами. Денег становится меньше, а желающих их получить становится больше – в этом смысле политика отечественных банков абсолютно адекватна. У людей складывается такое мнение, что надо взять кредит сейчас, потому что потом он подорожает, и процентные ставки будут дальше расти. В результате банки фиксируют большой наплыв заемщиков. Я это связываю с тем, что у людей пока нет инстинктов рыночного поведения. Если мы посмотрим на Америку, там конечно ситуация кардинально отличается от нашей. В штатах кризис в самом разгаре и население очень правильно на все это реагирует: они перестают покупать дорогостоящие вещи и начинают экономить, копить деньги. Там даже продажи автомобилей на 27 процентов упали. Если бы мы сейчас жили в Советском Союзе, то журналисты бы писали: «В то время, как проклятые империалисты устроили кризис, из-за которого страдают рабочие Детройта, работники Свердловской области перевыполняют очередной пятилетний план, растет благосостояние советских людей». В советской системе экономики мы были жестко защищены от потрясений».
Однако, заемщики, в свою очередь, винят во всем финансовый кризис. На банковских Интернет-форумах разгорелись нешуточные споры между клиентами и кредиторами. «Тезис о том, что процентные ставки выросли по причине большого количества заявок, мне кажется несерьезным. Банк, собственно, для того и создается, чтобы зарабатывать, предоставляя финансовые услуги клиентам. И чем больше клиентов, тем больше банк зарабатывает. Если увеличивать проценты по кредиту, то можно рассчитывать только на то, что с учетом ситуации на рынке кредитования, новые повышенные проценты будут восприняты как неизбежность и количество клиентов не особо изменится. То есть при той же клиентской базе банк получит больший процент за выданные кредиты. Риски растут, деньги дорожают, банкам надо как-то компенсировать негатив сегодняшнего дня. Такая позиция мне понятна и с учетом действующих тенденций готов с ней мириться. В противном случае я не совсем пониманию причины повышения. То, что увеличилось количество заявок, так это естественно. Работает и реклама, и репутация банка, и растущие потребности людей. Способность своевременно обрабатывать заявки, на мой взгляд, это больше технический вопрос организации бизнеса, нежели стратегический. Насколько я понимаю, это следствие последних событий финансового кризиса», - высказал свое мнение посетитель форума на сайте банка «Северная казна». На что представитель банка ответил ему следующее: «Раньше мы получали за день 200-250 кредитных заявок. Сейчас более 550. Один специалист максимум может обработать за день 16 заявок. И как в этой ситуации действовать? Нанимать и обучать срочно новых специалистов? Ну и стоимость пассивов нельзя сбрасывать со счетов. Мы должны быть конкурентоспособны и по процентным ставкам по вкладам. А в итоге это, конечно, приводит к росту стоимости кредитов».
Ставки по кредитам действительно повысились, - подтвердил информацию агентству ЕАН пресс-секретарь банка «Северная казна» Алексей Калистратов, - Это связано, в первую очередь, с удорожанием финансовых ресурсов на рынке: в связи с инфляцией, банк «Северная казна» поднял ставки по вкладам. А если увеличивается цена привлечения средств, то поднимается и стоимость размещаемых банком денег. Кроме того, за последнее месяц количество заявок на получение кредита в нашем банке практически удвоилось – значит и затраты на обработку этого потока заявлений возросли».
С мнением коллег согласен и руководитель дирекции розничных продаж Уральского банка реконструкции и развития Денис Бабушкин: «Изменения в экономике обусловлены инвестиционным кризисом за рубежом. Недостаток денежной массы за границей для тех российских банков, которые используют заемные ресурсы, привел к дефициту заимствования ими дешевых ресурсов за рубежом. В связи с этим многие из них вынуждены были переориентироваться на внутренний рынок. Естественно, что в условиях дефицита средств извне банки стали платить большую цену за привлечение ресурсов на российском рынке. Для потребителей банковских услуг последствия экономических изменений выразились в повышении ставок по депозитам, в среднем, на 1,5-2 процента по рынку в целом. Логично, что вслед за этим последовало повышение ставок по кредитным продуктам - на 2-3 процента. В том же диапазоне, что и в целом по рынку, происходили изменения ставок в УБРиР: с конца сентября мы увеличили ставки по основным видам вкладов примерно на 1,5 процента, от 1 до 2,5 процентов повысились ставки по кредитам. Подчеркиваю, изменение стоимости продуктов - это исключительно отражение общей рыночной ситуации. Адекватно текущей рыночной ситуации изменилась лишь процедура оценки заемщика - она стала более тщательной и взвешенной. Чтобы избежать неплатежеспособности клиентов, мы вынуждены более подробно оценивать информацию, предоставленную заявителями в анкетах на получение кредита. Более серьезные последствия нашим клиентам не грозят».
В сложившейся ситуации ажиотажа вокруг кредитов экономисты советуют свердловчанам быть более экономными. Сегодня необходимо больше заниматься сбережением, чем потреблением. Скорее стоит делать вклады, чем брать кредиты.
«Меня поражают люди, которые сейчас стремятся купить автомобиль в кредит под большой процент, мотивируя это тем, что потом эту машину будет невозможно приобрести. Если заемщики и дальше будут провоцировать рост процентных ставок по кредитам, то этот показатель дойдет до своего максимума, когда на таких условиях уже никто не сможет брать кредит и процент пойдет на спад, пока не уравновесится. Надо понимать, что сегодня процентная ставка определяется общемировой тенденцией повышения ставок по кредитам и по вкладам. Есть некий спекулятивный спрос на кредиты и банки, видя, что потребность растет, а ресурсы ограничены, повышают ставки», - подчеркнул Евгений Болотин.
А пока банки активно заверяют вкладчиков и заемщиков в том, что ситуация стабильная, экономисты советуют потребителям повременить с кредитами, финансисты Екатеринбурга откровенно говорят о серьезном кризисе ликвидности банков, который может закончиться весьма плачевно.
Директор уральского филиала инвестиционно-финансовой группы «Аккорд-Инвест» Константин Селянин считает, что причиной ужесточения условий получения кредита является финансовый кризис. «Многие банки откровенно свернули программы кредитования физических и юридических лиц. При этом рынок межбанковского кредитования закрыт для большинства банков, за исключением крупнейших. Банки оказались в очень тяжелом положении – речь идет о кризисе ликвидности, то есть недостатке средств исполнить свои обязательства прямо сейчас. В этой ситуации банки не настроены увеличивать объемы кредитования. Практически все банки максимально ужесточили процедуру выдачи кредитов, фактически сделав кредиты недоступными. Сейчас в Екатеринбурге получить ипотеку или автокредит практически невозможно. Насколько я знаю, банки отзывают все кредиты, которые можно отозвать. К примеру, УБРиР и многие другие банки прекратили кредитование по овердрафтам - это кредитование, не обеспеченное залогом за счет оборотных средств», - отметил Константин Селянин.
Единственный выход из этой ситуации он видит в том, чтобы деньги, выделенные государством, получила именно вся банковская система, а не только крупнейшие банки и банки первой руки. «Ситуация действительно напряженная. Для многих банков все может закончиться очень печально – дефолтами, пусть даже техническими, вынужденными или даже полноценными дефолтами, банкротствами. В этом случае, конечно, существует система страхования депозитов, однако проценты, под которые делался вклад, клиент уже не вернет», - добавил Константин Селянин.
P.S: Редакция ИА «ЕАН» обращалась также за комментариями при написании материала к пресс-службам банков «СКБ», «Драгоценности Урала» и «Банк24.ру». От комментариев они отказались.
Анна Яшкина, Европейско-Азиатские новости.