[18+]
10 августа 2010 в 15:36
Автор ЕАНовостиЕАНовости

За пожары ответят головой

На Среднем Урале не утихают природные пожары. И горят не только леса, заповедники и торфяники, но и страсти вокруг их тушения. В критической ситуации все ответственные лица стали перекладывать вину за ЧП друг на друга, апеллировать противоположными формулировками законов, оправдывать себя.
Премьер-министр России Владимир Путин намекнул на то, кто ответственен за ЧП, и рекомендовал сложить с себя полномочия главам тех муниципалитетов, где ситуация приобретает критический характер. Кроме того, председатель правительства рекомендовал правоохранительным органам обратить внимание на деятельность администраций таких территорий.
Пока продолжаются административные «разборки» между МЧС, муниципалитетами и областной властью, леса горят все сильнее. Почти месяц полыхает заповедник «Денежкин камень». На данный момент в особо охраняемой зоне происходит горение на 1050 гектарах. В Тошемском лесничестве Ивдельского городского округа идут навстречу друг другу два лесных низовых пожара. Площадь лесного пожара в районе поселка Вижай составляет 6100 гектаров, в районе деревни Северной - 1000 гектаров.
Тревогу бьют не только огнеборцы и чиновники, но и экологи. На восстановление лесных экосистем после крупных верховых пожаров потребуются десятилетия, при этом породный состав леса изменится. «Если лес пройден верховым пожаром, то в первые годы после пожара там будет лишь пустыня, - отмечают эксперты. - Через два-три года появятся иван-чай и малина, которые растут на пепелищах. До возникновения подлеска пройдет пять лет, а первым появившимся здесь деревом станет береза или осина». В то же время даже низовой пожар, при котором выгорает поверхностный слой почвы, лишает корма многих животных.
В этот непростой период агентство ЕАН решило узнать у заинтересованных лиц, кого же они считают ответственными за происходящее и как предполагают не повторить в будущем ошибок нынешнего, во всех отношениях жаркого, лета.
Ринат Тенчурин, временно исполняющий обязанности начальника ГУ МЧС РФ по Свердловской области: «Мысли по поводу того, кто виноват в нынешних лесных пожарах, я хотел бы разделить на две части. Во-первых, подробно хочу остановиться на ситуации в «Денежкином камне». В первую очередь, здесь виновато руководство заповедника. Прежде всего, они не приняли превентивных мер для предотвращения ЧП. У них не было расчета максимального развития критической ситуации, поэтому не было необходимого количества сил и средств. После повышения класса пожароопасности до четвертого и пятого руководство должно было еще до пожара установить круглосуточный контроль за территорией и полностью запретить для людей посещение заповедника. Этого сделано не было. Когда возгорание все-таки случилось, директор заповедника был в отпуске, а остальные просто не знали своих обязанностей. Поэтому принятие решения о дальнейших действиях затянулось.
Теперь по поводу остальных лесных и торфяных пожаров. Все они происходят на территории муниципальных образований. В соответствии с законодательством руководство муниципалитета должно обеспечивать пожарную безопасность на своей территории. Причем как профилактику, так и борьбу с пожарами. Силы МЧС же должны привлекаться лишь тогда, когда есть угроза населенным пунктам, жизни и здоровью людей. Хотя МЧС, конечно, не отстраняется от помощи, сейчас мы работаем все вместе.
Я убежден, что для того, чтобы подобной ситуации не повторилось в будущем, каждый должен просто выполнять свои обязанности. Хотя бы на 80 процентов. Тогда в кратчайшие сроки можно ликвидировать любой пожар. Каждый должен выполнять свои обязанности на своем месте, на своей должности. Ну и, разумеется, не только должностные лица, но и простые жители области должны понимать, как важно их поведение. Спички, костры, окурки, шашлыки, пренебрежение запретом ходить в леса - все это тоже причины настоящих бедствий».
Юрий Фролов, глава Североуральского городского округа: «Я не совсем согласен, что ответственность за критическую ситуацию с лесными пожарами должны нести именно главы муниципальных образований. С нашей стороны задолго до пожара были приняты все необходимые меры. Доступ в леса в городском округе постановлением главы был запрещен еще с 22 мая. Был разработан и утвержден план мероприятий, в котором были приведены графики привлечения людей и технических средств в случае возгораний. В СМИ велась активная пропаганда соблюдения норм пожарной безопасности.
Основной очаг опасности возник в государственном природном заповеднике «Денежкин камень». Эта территория носит статус особо охраняемой, и доступ туда вообще-то запрещен. У заповедника не было необходимого договора с МЧС по тушению пожаров. Со стороны городского округа с первых минут делалось и делается все для ликвидации пожара. Туда стянуты все ресурсы города, сделано все возможное и даже больше. Но очаг был обнаружен уже поздно, когда площадь пожара уже была слишком велика…
Чтобы такого не повторялось в будущем, нужно вернуться к прежней схеме работы, когда велась охрана лесов с воздуха, а каждый участок леса имел своего конкретного хозяина. Сейчас же авиационная база охраны лесов упразднена, а у каждого участка леса номинально сразу по несколько хозяев, но реально многие оказались брошенными. Сейчас же мы видим, как все отказываются от ответственности, все перекладывают друг на друга свою вину и обязанности».
Константин Крючков, министр природных ресурсов Свердловской области: «Сложная ситуация с лесными пожарами сложилась не только в Свердловской области, но и во всей России. Причиной этого стала аномально жаркая и ветреная погода, при которой любая искра превращается в сухой траве в очаг возгорания.
Усугубляет ситуацию не только отсутствие осадков, но и непонимание сложившейся ситуации у населения. Несмотря на ограничение посещения лесов, в 29 муниципальных образованиях и городских округах области люди продолжают ходить в лес «на шашлыки», туристы, сплавляясь по рекам, умудряются оставить источник огня в самых труднодоступных для техники местах, что очень осложняет тушение лесных пожаров. Полное отсутствие осадков на севере области стало причиной больших площадей горящих лесов в Ивдельском лесничестве. Сейчас там горит более семи тысяч гектаров леса. Для сравнения: за весь прошлый год в области сгорело 11,5 тысячи, а сейчас только в одном лесничестве горит семь тысяч гектаров.
Несмотря на все трудности, лесные пожары удается не допустить до населенных пунктов. На тушении задействованы работники лесничеств, авиабазы, ГУПСО «Лесохозяйственное производственное объединение» и арендаторы. Люди работают круглосуточно.
Мы сталкиваемся с подобной ситуацией впервые и от повторения погодной аномалии никто не застрахован. Но определенные уроки нынешнего года учтены: на самом высоком уровне приняты важные решения о том, что надо усиливать все пожарные службы. В первую очередь - обновлять парк техники, в том числе и в лесничествах. Также муниципальные образования будут обязаны в следующем году более ответственно отнестись к обустройству противопожарных территорий вокруг населенных пунктов. И, конечно, на всех уровнях будет усилена пропаганда правил обращения с огнем в лесу среди населения».
Анатолий Шевалдин, глава Гаринского городского округа: «Для предупреждения лесных пожаров в 2010 году администрация городского округа предприняла ряд противопожарных мер. Был утвержден план мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в лесах на 2010 год, составлены маршруты наземного патрулирования в пожароопасный период. Кроме того, был заключен договор между региональным министерством природных ресурсов и городским округом, который предусматривает противопожарное обустройство лесов, профилактику контролируемого противопожарного выжигания горючих материалов.
Между тем мероприятия оказались не подкреплены достаточными финансовыми ресурсами, выделенными Гаринскому лесничеству на 2010 год. Запрет на въезд на территорию городского округа должных результатов не принес, так как выставленный совместный пост лесничества и РОВД не позволяет запретить движение на дорогах областного значения. Действия поста сводятся к разъяснительной работе как среди местного населения, так и гостей района. Администрация Гаринского городского округа проводит работу с каждой территорией, в пределах полномочий. Из 130 тысяч рублей средств местного бюджета на предупреждение и ликвидацию последствий ЧС и стихийных бедствий на сегодняшний день потрачены все деньги».
Сергей Тушин, заместитель руководителя аппарата администрации Екатеринбурга, начальник управления по информационно-аналитическому обеспечению деятельности главы Екатеринбурга: «В связи с многочисленными пожарами на территории страны основные претензии были высказаны органам местного самоуправления. Более того, руководителям муниципалитетов рекомендовано в этой связи сложить с себя властные полномочия. Я допускаю, что ключевая фраза о сложении полномочий была вырвана журналистами из контекста и к руководителям муниципалитетов имелись иные претензии, чем нетушение пожаров. Но я считаю, что неправильно наказывать руководителей за то, за что они не отвечают.
В связи со сказанным встает вопрос о том, чьи это полномочия - тушение пожаров. На какой орган власти возложена эта обязанность. 131-й закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» в перечислении вопросов местного значения указывает «обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения». Даже не вспоминая о том, насколько финансово, бюджетно обеспечены (вернее, не обеспечены) эти полномочия, скажу главное: тушение пожаров, в том числе лесных пожаров - это не полномочия органов местного самоуправления, это полномочия органов государственной власти, Государственной противопожарной службы, субъекта РФ.
Вообще, вопрос о том, кто же должен по закону тушить подобные нынешним пожары, так или иначе обсуждается. МЧС даже подготовило специальное заявление: «Тушение природных пожаров не является законодательно закрепленной функцией МЧС России. Его задачей является содействие органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в ликвидации лесных пожаров». Все снимают ответственность с себя, но, фактически, признают, что тушить подобные пожары не дело местного самоуправления. Наиболее адекватные, на мой взгляд, пояснения по теме распределения полномочий можно прочитать в пояснениях заместителя начальника бюджетного отдела департамента финансов администрации муниципального образования город Краснодар О.Белой, где сказано:
«Федеральным законом № 230-ФЗ первичные меры пожарной безопасности были исключены из комплекса мероприятий по организации пожаротушения, то есть закон отделил первичные меры пожарной безопасности от тушения пожаров, которое к таковым не относится и соответственно, не является вопросом местного значения.
С учетом внесенных изменений первичные меры пожарной безопасности - это реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, а организация тушения пожаров - это совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий, направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и аварийно-спасательных работ.
В качестве одной из первичных мер пожарной безопасности установлена обязанность органов местного самоуправления по принятию мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы в границах сельских населенных пунктов.
То есть, не смотря на то, что закон разграничивает понятия «мероприятия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности» и «организация тушения пожаров» установление полномочия по локализации пожара до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы фактически означает, что на органы местного самоуправления возложена обязанность по тушению пожара силами муниципальной и добровольной пожарной охраны - иначе как еще можно локализовать пожар?
Кроме того, из этого следует, что на тушение одного пожара должны одновременно выезжать подразделения и муниципальной пожарной охраны (для локализации пожара) и государственной противопожарной службы (для тушения пожара).
То есть в результате несовершенства законодательства бюджетные расходы, связанные с ликвидацией пожара, возрастают вдвое, что противоречит принципам эффективности расходования бюджетных средств и использования трудовых ресурсов, а также переходу на бюджетирование, ориентированное на результат».
Сергей Бидонько, глава городского округа Карпинск: «Леса, окружающие территорию населенных пунктов, состоят из лесов госфонда и городских лесов. Федеральные леса контролируют лесничества и несут законодательно ответственность за их сохранность. По местным лесам (в городской черте) аналогичная ответственность лежит на главах муниципальных образований. Работа с населением по предупреждению пожаров ведется в муниципальных образованиях во взаимодействии с лесничествами. В случае упущения такой совместной работы ответственно в первую очередь муниципальное образование.
Ситуация с многочисленными пожарами и выгоранием больших площадей связана с недостаточностью технических средств тушения у лесничеств и пожарных частей. Именно эту проблему следует оперативно решать».
Иван Мельников, глава муниципального образования Алапаевское:«Ответственность за масштабные природные возгорания должны нести органы управления лесами, руководители лесных ведомств, МЧС, а не главы муниципалитетов, так как в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа; участие в предупреждении и ликвидации последствий ЧС в границах городского округа.
Чтобы не допустить повторения ситуации, подобной нынешней, необходимо: нормативное регулирование вопросов по предупреждению лесных и торфяных пожаров;
модернизация государственного пожарного надзора; повышение эффективности работы оперативных подразделений (аварийных служб, спасателей), развитие добровольной пожарной охраны».

Европейско-Азиатские новости.
Свердловск - город госпиталей
Продам участок 10 Га
Главные новости
С «мусорного» оператора в Свердловской области требуют сотни миллионов рублейСвердловский экс-министр ЖКХ пришел на суд с вещамиВ Екатеринбурге начались суды по воровству на школьном питанииСвердловским автомобилистам начнут выдавать новые номераПочему мэрия Екатеринбурга и бизнес не могут поделить трубы для оборонных заводовТеплая и снежная погода ждет свердловчан в выходные