Интернет паутина стала неотъемлемой частью современного человека, проникнув во все сферы его жизнедеятельности. Сейчас у нас есть электронное правительство, виртуальные друзья, электронные деньги и интернет прообразы. Но мало кто знает, с каким «боем» эта технология проникала в жизни россиян. О том, как становился Интернет на Урале и в России и о том, почему про него скоро все забудут, рассказал человек, открывший Интернет для жителей Екатеринбурга, генеральный директор компании Кабinet (ООО Телесеть-сервис) Анатолий Лебедев.
Здравствуйте, Анатолий Константинович, мы встречаемся с вами в преддверии Дня Рунета (30 сентября - прим. ЕАН), а буквально недавно был юбилей Интернета на Урале, как человек, участвовавший в становлении Интернета в России, расскажите, как это было?
Лебедев: Первый интернет-узел появился в Екатеринбурге 19 августа 1991 года, благодаря компании «УралРелком», именно от этой даты ведется отсчет жизни Интернета на Урале. Появление первого интернет-узла было связано с мощнейшим социальным заказом того времени: население нуждалось в свободе, доступу к информации, возможности обмениваться ей. Сейчас сложно себе это представить, но тогда не было возможности отправить письмо заграницу, или оперативно связаться с партнерами по бизнесу в другом городе, были периодически проблемы даже с тем, чтобы дозвониться в другой район Екатеринбурга. Поэтому иметь свой электронный почтовый ящик тогда было невероятно круто. И порой иметь электронную почту на визитке было статуснее и респектабельнее, чем приехать на деловую встречу на новеньком Mercedes (смеется). Но это только одна сторона.
Как же выглядела вторая сторона?
Лебедев: С другой стороны, приход Интернета воспринимался очень сложно в различных структурах. Приходилось ломать очень многие барьеры, люди не понимали что это за «зверь» - Интернет, и зачем он нужен. Я помню, даже в ГТС, совместно с которыми мы первыми в стране запустили проект Городской сети передачи данных, какое-то время лежал приказ о том, что на рабочем месте Интернетом пользоваться запрещено. Интернет называли слабой, не защищенной, управляемой западом технологией. На пионеров внедрения Интернета было навешено огромное количество ярлыков, в общем и целом мы выглядели слегка умалишенными, поскольку выступали в разрез официальной точке зрения. Помню, на одной из конференций один из очень крупных федеральных чиновников в кулуарной беседе сказал мне, что давно бы уже закрыли этот наш Интернет с его сексом насилием и прочими безобразиями, если бы дети высокопоставленного начальства не сидели в нем с головой. Вот так, как гуси спасли Рим, так и дети высокопоставленных начальников спасли Интернет. Впоследствии ситуация, конечно, изменилась. С приходом нового состава правительства, перед которым стояли задачи крайне оперативно решать очень важные проблемы, понимание необходимости Интернета потихоньку стало закрепляться в головах. Ярким примером победы Интернета над существовавшей тогда системой связи стал августовский Путч, когда по телевизору шло «Лебединое озеро», Интернет давал достаточно достоверную информацию о происходившем в Москве, по всей стране. Я знаю это потому, что пуск первого интернет-узла в Екатеринбурге случайно совпал именно с этой датой, и мы в ужасе узнали обо всем происходящем. Отмечу, что закона об Интернете нет и по сей день, так что впереди предстоит решать еще множество вопросов.
Анатолий Константинович, был ли какой-то переломный момент, когда большая часть барьеров спала, и Интернет стал неотъемлемой частью действительности?
Ледебев: Наверно, таким моментом можно считать конец 90-ых начало 2000 гг., когда активно начали развиваться Web технологии, появилась масса услуг на их основе. Тогда же Интернет стал бизнесом: инвесторы начали вкладывать деньги в развитие интернет сетей, стали появляться крупные провайдеры, что-то «щелкнуло» в головах у людей. С тех пор рынок развивается все стремительнее и стремительнее. Но именно тогда Интернет, наверно, приобрел некую полновесность, значимость технологической площадки, на которую стали переходить большинство сервисов. Неспроста сейчас работает множество интернет-магазинов, билеты мы также покупаем не в кассах, стоя в очередях, а заказываем через Интернет, и таких примеров очень много. Следующим прорывом, наверно, стал приход на рынок безлимитных тарифов, которые кардинально поменяли и качество услуг, и ценовые барьеры, и отношение многих к Интернету.
По оценкам большинства экспертов, проникновение Интернета (имеется ввиду кабельное подключение) в крупных городах Урала, таких как Екатеринбург, практически достигло своего насыщения, каким образом провайдеры в дальнейшем будут расширять абонентскую базу?
Лебедев: Это правда, что рынок крайне насыщен. Екатеринбург занимает третье место в стране по интернет активности, уступая только столицам. Поэтому уровень конкуренции здесь очень высок. Как мне кажется, одним из важнейших элементом успеха на рынке сейчас является предоставление одним провайдером интегрированного списка услуг. Смесь качественного обширного контента и разнообразных услуг на данный момент определяет характер взаимодействия провайдера со средой. Также крайне важна персонализация провайдером услуг. Абонент за свои деньги хочет получать тот контент и те услуги, которые максимально подходят именно ему, и это правильно. Как пример, наша компания входит в холдинг НКС, являющийся лидером цифрового телевидения в Москве и Петербурге, поэтому у нас есть возможность собирать самый лучший контент, это позволило нам занять лидирующие позиции в «цифре» на Урале. И третьим важнейшим моментом являются постоянные инвестиции в развитие как сети, так и обслуживания сервиса и программ комплексной лояльности абонентской базы. Рынок развивается очень стремительно и лишь тот, кто готов шагать с ним в ногу, будет в лидерах.
Анатолий Константинович, пару слов о цифровом телевидении, которое сейчас набирает обороты, насколько динамично, с вашей точки зрения, будет развиваться этот рынок в ближайшее время?
Лебедев: В целом то, что сейчас происходит на рынке цифрового кабельного телевидения мне напоминает становление Интернета. Просто волна Интернета пришла немного раньше, но как мы уже отметили, Интернет почти достиг своего насыщения, теперь очередь за телевидением. И с моей точки зрения, динамика развития рынка здесь будет очень высокой. Кабельное цифровое ТВ - технология, которая позволяет получать высочайшее качество изображение, и возможность клиенту формировать свою индивидуальную подписку пакетов телеканалов. Поработав хорошо со средой, решив вопросы соотношения цены, качества и наполнения, мы получили серьезный рост клиентской базы, и, судя по интересу населения к этой услуге, рост будет только продолжаться.
Анатолий Константинович, последний вопрос: мы поговорили о прошлом Интернета, поговорили о том, как сейчас обстоят дела на телекоммуникационном рынке, давайте теперь заглянем в будущее и представим, как будет выглядеть Интернет еще через 10 лет?
Лебедев: Сложно прогнозировать. Всегда есть несколько вариантов развития сценария, о пессимистическом даже думать не хочется. В оптимистическом - все просто забудут про Интернет.
Как это забудут?
Лебедев: Также как об электричестве. Задумайтесь, мы вспоминаем, что электричество есть, только, когда его отключают. Также будет и с Интернетом, он будет настолько обыденной вещью, используемой постоянно, что о нем просто перестанут думать. Ростки этого процесса мы видим уже сейчас. Впоследствии между поставщиками всех услуг утрясутся внутрикорпоративные отношения, произойдет очень четкое разделение по специальностям, и человек будет получать единый продукт, столь же неотъемлемый, как сейчас электричество.