В Музее изобразительных искусств установили авторство микромозаики «Вид Пантеона», сообщили агентству ЕАН в учреждении культуры.
Мозаика хранилась в фонде с 1948 года под названием «Архитектурный пейзаж» и не имела подписи. Теперь известно, что этот шедевр мозаичного искусства создал итальянский мастер Луиджи Молья в середине XIX века. Таким образом, наш музей обладает уникальным экспонатом, точный аналог которого хранится в лондонском Музее Виктории и Альберта.
Это открытие совершила заведующая отделом декоративно-прикладного искусства Людмила Будрина. По ее словам, подобные работы регулярно ведутся в фондах музея, однако события такого масштаба, как это, происходят нечасто. В этом случае сотрудники музея превращаются в настоящих детективов. Сначала они установили, что изображенное здание - это римский Пантеон в том виде, в каком он существовал с 1640-х по 1882 год.
«После этого мы занялись поисками автора, изучая каждое упоминание этого сюжета в мозаиках. Так мы обнаружили произведение из собрания Музея Виктории и Альберта. Детально сопоставив изображения, мы с английскими коллегами пришли к выводу, что, несмотря на небольшие отличия в цветовом решении отдельных деталей, наши мозаики можно считать идентичными и созданными в одной мастерской. С этими выводами согласились и специалисты из музеев Ватикана», - делится Людмила Будрина.
Примечательно, что обе микромозаики Луиджи Молья, и «наша», и лондонская, были представлены на суд публики на Первой всемирной выставке в Лондоне в 1851 году и даже были отмечены почетным отзывом. Однако дальнейшая история микромозаики «Вид Пантеона», с 1851года до приобретения музеем в 1948 году, неизвестна: возможно, она попала в частную коллекцию, распроданную после войны, а может быть, была вывезена в Россию во время многочисленных волнений в Европе в начале прошлого столетия. Это еще предстоит установить музейным «детективам».
Луиджи Молья происходил из династии Молья, чья деятельность была тесно связана с Россией. Доменико, отец Луиджи, работал в Петербурге и Москве в 1810-х годах, а его ученик, Георг Веклер (Егор Яковлевич), создавал произведения не только в технике микромозаики, но и являлся крупным мастером-монументалистом: им выполнен ряд композиций для Исаакиевского собора.
Техника микромозаики считается одной из самых сложных и трудоемких в мире. Она появилась в середине XVIII века, когда мастера научились вытягивать смальту в тонкие палочки-нити, которые затем дробились на кусочки 2-3 миллиметра в длину. При этом палитра цветов насчитывала до 5,5 тысяч оттенков. Европейско-Азиатские Новости.
Мозаика хранилась в фонде с 1948 года под названием «Архитектурный пейзаж» и не имела подписи. Теперь известно, что этот шедевр мозаичного искусства создал итальянский мастер Луиджи Молья в середине XIX века. Таким образом, наш музей обладает уникальным экспонатом, точный аналог которого хранится в лондонском Музее Виктории и Альберта.
Это открытие совершила заведующая отделом декоративно-прикладного искусства Людмила Будрина. По ее словам, подобные работы регулярно ведутся в фондах музея, однако события такого масштаба, как это, происходят нечасто. В этом случае сотрудники музея превращаются в настоящих детективов. Сначала они установили, что изображенное здание - это римский Пантеон в том виде, в каком он существовал с 1640-х по 1882 год.
«После этого мы занялись поисками автора, изучая каждое упоминание этого сюжета в мозаиках. Так мы обнаружили произведение из собрания Музея Виктории и Альберта. Детально сопоставив изображения, мы с английскими коллегами пришли к выводу, что, несмотря на небольшие отличия в цветовом решении отдельных деталей, наши мозаики можно считать идентичными и созданными в одной мастерской. С этими выводами согласились и специалисты из музеев Ватикана», - делится Людмила Будрина.
Примечательно, что обе микромозаики Луиджи Молья, и «наша», и лондонская, были представлены на суд публики на Первой всемирной выставке в Лондоне в 1851 году и даже были отмечены почетным отзывом. Однако дальнейшая история микромозаики «Вид Пантеона», с 1851года до приобретения музеем в 1948 году, неизвестна: возможно, она попала в частную коллекцию, распроданную после войны, а может быть, была вывезена в Россию во время многочисленных волнений в Европе в начале прошлого столетия. Это еще предстоит установить музейным «детективам».
Луиджи Молья происходил из династии Молья, чья деятельность была тесно связана с Россией. Доменико, отец Луиджи, работал в Петербурге и Москве в 1810-х годах, а его ученик, Георг Веклер (Егор Яковлевич), создавал произведения не только в технике микромозаики, но и являлся крупным мастером-монументалистом: им выполнен ряд композиций для Исаакиевского собора.
Техника микромозаики считается одной из самых сложных и трудоемких в мире. Она появилась в середине XVIII века, когда мастера научились вытягивать смальту в тонкие палочки-нити, которые затем дробились на кусочки 2-3 миллиметра в длину. При этом палитра цветов насчитывала до 5,5 тысяч оттенков. Европейско-Азиатские Новости.