РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 7 сентября 2013 в 16:35
Автор ЕАНовостиЕАНовости

Изнанка войны: история итальянского военнопленного, погибшего в Свердловской области

На могилу пленного солдата Эрменеджильдо Каирони в деревню Басьяновка прилетели его родственники из Италии.
В маленькой деревне Басьяновка под Нижним Тагилом есть братская могила итальянских военнопленных. В третий год Второй мировой войны в ней захоронили 27-летнего солдата Эрменеджильдо Каирони. Его мать до последнего верила, что сын жив и умирала с надеждой, что он вернется. Спустя 70 лет после его гибели в Свердловскую область приехали племянники и внуки Эрменеджильдо, чтобы установить памятник на безликой могиле дяди. История пленного итальянского солдата – в материале агентства ЕАН.
За день до поездки итальянцев в Басьяновку наш корреспондент встретился с родными военнопленного, и услышал, как война отразилась на их семье и с какими чувствами они приехали в Россию.
В 22 года итальянца Каирони призвали в армию. Отслужив, он вернулся домой. Но вскоре ему снова пришлось надеть военную форму – началась война. На фронт Эрменеджильдо Каирони попал в 1942 году.
«Когда нашего дядю призвали на фронт, мы были еще совсем маленькими, поэтому мы помним его только по рассказам родителей и письмам. Он был очень добрый, открытый, душевный. Человек, который оказался на войне по принуждению», - рассказывает пожилой племянник солдата Джиованни Каирони. «Чтобы вы поняли, почему мы так говорим, мы зачитаем отрывки его писем», - продолжает Джиованни.
В это время его седая двоюродная сестра Луиза Моккетти, дочь родной сестры солдата, перебирает стопку пожелтевших писем. Кажется, что она знает их содержание наизусть – быстро выбирает нужные кусочки письма и читает вслух.
«… Вот уже несколько дней мы продвигаемся вперед. Идем вперед и видим таких же военнопленных, видим полные машины военнопленных. Чтобы достать воды, надо далеко идти - до деревни. Там я вижу людей, которые вынуждены покидать свои дома – это дети, взрослые. Потом они возвращаются, а дома уже нет, крова нет», - дрожащим голосом зачитывает Луиза Моккетти.
«Я хочу, чтобы вы почувствовали, как переживал на себе войну Эрменеджильдо. Он был очень чувствительным. Находясь в тылу врага, он сочувствовал этим людям. Потому что он не хотел воевать, не хотел убивать. Но он отдавал долг своей родине, как и другие солдаты», - говорит Луиза, перебирая дрожащими руками пожелтевшую от времени бумагу.
Солдат писал не только маме, но и сестрам – вся семья получала письма. В них чувствуется, как Эрменеджильдо любил своих близких. Самое трогательное послание пришло перед Рождеством. Вместе с ним он прислал деньги на подарки маленьким племянникам. «Я настаиваю, чтобы ты (мама – прим. редакции ЕАН) купила всем племяшкам подарочки. У меня нет возможности тратить здесь заработанные деньги, да я и не хочу их тратить на себя, я хочу, чтобы вы на них купили что-нибудь себе, какие-то подарки», - писал солдат Каирони.
Никогда в его письмах не было страха. Эрменеджильдо писал только о том, что искренне верит в то, что война закончится примирением. «Эрменеджильдо не рассказывал о своих страхах, тяготах. Хотя, понимаем, что ему было не просто. Итальянские солдаты попали в Россию холодной зимой. Был декабрь, а на них летняя форма. Он не хотел расстраивать маму. Писал только о том, что у него прекрасное, хорошее здоровье. Обо всем говорил – «Мы и это переживем! Из дома он получал маленькие посылочки – просил выслать ему нитки и какие-нибудь лоскутки, чтобы заштопать одежду. Но никогда не говорил, что ему нужны свитеры, кофты», - вспоминает Луиза Моккетти. О своем дяде она говорит с гордостью, но в глазах время от времени выступают слезы.
Эрменеджильдо мог остаться в живых и вернуться к семье. Но удача только поманила и исчезла. Об этом родные военнопленного узнали от выжившего товарища дяди. «Его друг был уже очень пожилой, но мы успели с ним встретиться. Он рассказал, что последний раз видел дедушку в Белгородской области. Они находились в двухэтажном домике партизан, и кто-то сказал им, что недалеко есть поезд, на котором можно отсюда выбраться. Но друзья и Эрменеджильдо не поверили, остались в доме. Друг пошел на поезд. Оказалось, что возможность уехать правда была, и он вернулся за дядей, но уже его не застал. Скорее всего, в это время Каирони и взяли в плен», - сбивчиво рассказывает племянник Джиованни.
Свое последнее письмо Эрменеджильдо написал за 20 дней до смерти, 10 января. В нем ничего не предвещало беды. Он также писал, что положить в посылочку. А 30 января солдат погиб. И только в 1951 году семья получила извещение, что он пропал без вести. В 1992 году пришло еще одно подобное письмо, а через год, после открытия всех архивов, еще одно – в нем сообщалось, что Эрменеджильдо погиб в лагере для военнопленных в Свердловской области.
«Тогда мы не думали, что поедем в Россию, потому что это очень-очень далеко. Но желание нашей бабушки, ее стремление увидеть эту страну, помогло нам решиться. И, спустя 20 лет после получения извещения о смерти, мы приехали. Мама Эрменеджильдо отдала бы всю свою жизнь за сына. Все 5 лет после того, как он пропал без вести, она ждала, ждала, ждала его возвращения. Это наша дань памяти. Сюда мы привезли свою любовь, свою надежду», - рассказывают родные солдата.
Мать деда Анезия была очень сильной и авторитарной женщиной. На ней держалась вся большая семья, она была ее стержнем. Она умерла через 5 лет после того, как пришло последнее письмо сына.
«Когда мама умирала, она сказала: «Я верю, я знаю, что Эрменеджильдо вернется». Она говорила так, потому что его письма были наполнены надеждой, в них ничего не предвещало беды», - со слезами рассказывает племянник солдата Джиованни Каирони.
О том, как погиб дедушка, родные не знают. От Эрменеджильдо осталось только 50 писем и теплые воспоминания, которые родные передают из поколения в поколение. Они надеются, что когда-нибудь найдется частичка их солдата – его вещь или военная табличка с выбитым именем, чтобы хранить ее как память. И искренне хотят, чтобы ни одна мать не испытала такого горького ожидания, в котором жила мама Эрменеджильдо. На могилу дяде они привезли надгробную табличку с фотографией и памятной надписью: «Мы помним жертву, в которую ты принес свою молодость. Мы продолжаем, и будем молиться за тебя».
Отметим, что на братскую могилу итальянский военнопленных, к дяде и дедушке Эрменеджильдо Каирони, приехали племянники – Джиованни Каирони с супругой Марией Кьярой Дими, племянница – Луиза Моккетти с сыном Чезаре Казати, племянник Джермано Моккетти с сыном Франко Моккетти. Их поездку в Басьяновку будут сопровождать сотрудники Почетного Консульства Италии в Екатеринбурге и профессор Уральской Государственной Юридической академии Владимир Мотревич, который три десятка лет изучает захоронения иностранных военнопленных. Родные погибшего приехали в рамках условия соглашения с Италией, по которому Россия взяла обязательство предоставлять информацию о захоронениях военнослужащих итальянской армии на территории бывшего СССР в обмен на подобную информацию о советских солдатах.
Екатеринбургское Консульство Италии готово помочь в организации поездки другим родственникам итальянских военнопленных так же, как этой семье. «Историю нельзя переписать. В события Великой Отечественной войны вплетены судьбы миллионов людей по всему миру. И эта память будет жива до тех пор, пока ее будут бережно хранить. Пусть Ваша поездка в Свердловскую область, с целью почтить память своего родного человека, послужит опытом и примером другим», - высказал слова скорби и соболезнования родственникам пленного солдата Почетный Консул Италии в Екатеринбурге Роберто Д Агостино.
Всего на Урал – в Свердловскую, Кировскую, Оренбургскую области, республики Башкирию и Удмуртию – в 1943-1949 годах было доставлено 7 тысяч 238 итальянских военнопленных, 3 тысячи 787 из них погибли. Ирина Бизенкова, Европейско-Азиатские Новости.
Материал подготовлен при поддержке Почетного Консульства Италии в Екатеринбурге.
almaceramica