В Уральском филиале ГЦСИ открылась персональная выставка скандально известной арт-группы «Злые». Художники представили две инсталляции под объединенным названием «МИР». Корреспондент агентства ЕАН постарался понять, почему «МИР» оказался скованным колючей проволокой, а символ пацифизма погряз в голубиных фекалиях.
Экспозиция состоит из двух частей. «Часть 1» - это холст, на котором символ движения ядерного разоружения, а ныне повсеместно распространенный знак мира, спокойствия и отсутствия конфликтов нарисован с помощью голубиных фекалий. Пожалуй, сам художественный материал стал единственной провокацией в данной работе.
«Часть 2» - глобус из колючей проволоки, внутри которого клетка с белым голубем – символом мира. Мира как пространства, в котором живет человек и все существа. Мира как метавселенной. Через три дня после открытия экспозиции состоялся перфоманс: жесткие прутья проволоки были разломаны, а голубь выпущен на свободу.
Голубь еще и символ святого духа, невинности, божественности, души как таковой. То есть все чистое, что есть в мире – любовь, доброта, милосердие, истина и сам мир, – вдруг выпорхнуло из клетки, сковывающей личное пространство. Затем птица вырвалась за пределы колючей проволоки – социальных и государственных несвобод. Все они были придуманы человечеством, символом которого стал глобус. А после голубь покинул и стены комнаты, вырвался на улицу и стал воплощением чего-то совершенно надполитического, надсоциального, надрелигиозного. Того, что способно полностью сбросить любые физические и духовные оковы.
Интересно, что в итоге символ духа, преодолев все преграды, оказался на улице, ведь это совершенно особенное место для «Злых», привыкших создавать свои работы именно там.
Когда стоишь в зале и переводишь взгляд с одного символа на другой, их значения складываются в единый образ постепенно. Так, как проявляется изображение на фотографии, сохнущей в красной комнате. Оборот за оборотом приходит осознание, что ежедневно ты соприкасаешься с темами, о которых говорят художники, когда чувствуешь на себе влияние информационной войны, ведь тебя хотят заставить искренне ненавидеть другую нацию. Когда ты думаешь, что должен быть состоятельным, успешным, создать семью и много работать, хотя ты уже не знаешь, действительно ли это твои желания или просто стереотипы, навязанные социумом.
В экспликации куратора выставки к экспозиции также сказано: «Сами «части» так названы вслед за армейскими частями, год за годом замыкающими в себе молодых людей, вежливых и не очень». Сама идея замыкания и угнетения звучит в работе несколько раз, но этот дополнительный армейский смысл выглядит нагромождением в и без того сложной ассоциативной цепи. Он просто теряется среди других больших и более важных аллегорий.
Совместно эти две работы создают многоуровневый конфликт: земная грязь, фекалии птиц и символ невинности, чистоты; мир как природа и мир как спокойствие; мир физический и мир духовный. Все эти грани – это и есть наш мир. Важно и то, что конфликт определяет неразрывность, некое единство, казалось бы, противоречащих друг другу понятий. Мы бы не знали, что есть добро, если бы зла не существовало. Не знали бы, что есть свет, пока не увидели темноту.
P.S.: Рядом с обрезками колючей проволоки лежат большие кусачки – инструмент, созданный людьми и для людей. Авторы будто говорят, что сломать границы, обрекающие дух биться о шипы выстроенной системы, в силах именно человек. Анна Новосельцева, Европейско-Азиатские Новости.
Экспозиция состоит из двух частей. «Часть 1» - это холст, на котором символ движения ядерного разоружения, а ныне повсеместно распространенный знак мира, спокойствия и отсутствия конфликтов нарисован с помощью голубиных фекалий. Пожалуй, сам художественный материал стал единственной провокацией в данной работе.
«Часть 2» - глобус из колючей проволоки, внутри которого клетка с белым голубем – символом мира. Мира как пространства, в котором живет человек и все существа. Мира как метавселенной. Через три дня после открытия экспозиции состоялся перфоманс: жесткие прутья проволоки были разломаны, а голубь выпущен на свободу.
Голубь еще и символ святого духа, невинности, божественности, души как таковой. То есть все чистое, что есть в мире – любовь, доброта, милосердие, истина и сам мир, – вдруг выпорхнуло из клетки, сковывающей личное пространство. Затем птица вырвалась за пределы колючей проволоки – социальных и государственных несвобод. Все они были придуманы человечеством, символом которого стал глобус. А после голубь покинул и стены комнаты, вырвался на улицу и стал воплощением чего-то совершенно надполитического, надсоциального, надрелигиозного. Того, что способно полностью сбросить любые физические и духовные оковы.
Интересно, что в итоге символ духа, преодолев все преграды, оказался на улице, ведь это совершенно особенное место для «Злых», привыкших создавать свои работы именно там.
Когда стоишь в зале и переводишь взгляд с одного символа на другой, их значения складываются в единый образ постепенно. Так, как проявляется изображение на фотографии, сохнущей в красной комнате. Оборот за оборотом приходит осознание, что ежедневно ты соприкасаешься с темами, о которых говорят художники, когда чувствуешь на себе влияние информационной войны, ведь тебя хотят заставить искренне ненавидеть другую нацию. Когда ты думаешь, что должен быть состоятельным, успешным, создать семью и много работать, хотя ты уже не знаешь, действительно ли это твои желания или просто стереотипы, навязанные социумом.
В экспликации куратора выставки к экспозиции также сказано: «Сами «части» так названы вслед за армейскими частями, год за годом замыкающими в себе молодых людей, вежливых и не очень». Сама идея замыкания и угнетения звучит в работе несколько раз, но этот дополнительный армейский смысл выглядит нагромождением в и без того сложной ассоциативной цепи. Он просто теряется среди других больших и более важных аллегорий.
Совместно эти две работы создают многоуровневый конфликт: земная грязь, фекалии птиц и символ невинности, чистоты; мир как природа и мир как спокойствие; мир физический и мир духовный. Все эти грани – это и есть наш мир. Важно и то, что конфликт определяет неразрывность, некое единство, казалось бы, противоречащих друг другу понятий. Мы бы не знали, что есть добро, если бы зла не существовало. Не знали бы, что есть свет, пока не увидели темноту.
P.S.: Рядом с обрезками колючей проволоки лежат большие кусачки – инструмент, созданный людьми и для людей. Авторы будто говорят, что сломать границы, обрекающие дух биться о шипы выстроенной системы, в силах именно человек. Анна Новосельцева, Европейско-Азиатские Новости.