Геополитические конфликты, санкции Европы и США против России, бурный рост доллара и евро – все это не могло не отразиться на малом бизнесе. По мнению ряда экспертов, кризис уже настал, и нужно искать пути его преодоления. Как не только выжить, но и преуспеть в сегодняшних условиях, что стоит приобрести, а от чего отказаться, агентству ЕАН рассказал председатель екатеринбургского Совета предпринимателей Максим Спасский.
«Мы живем в ситуации неопределенности, но стараемся подогнать реальность под желаемые прогнозы. Порой удивляет оптимизм банковских аналитиков, которые уверенно советуют покупать акции, паи. Однако заметим, прибыли они не гарантируют. Человеку не дано предугадать будущее, и не факт, что совсем скоро эти акции не станут просто бумажкой. Не факт, что активы останутся активами. Например, сегодня у тебя есть ресторан, но завтра люди перестанут туда ходить, так как у них не будет денег. Поэтому нужно тщательно взвешивать свои решения в нынешней ситуации», - говорит Максим Спасский.
Он отмечает, что сегодня опасно вкладываться в доллары и евро – никто не знает, что с этой валютой будет через несколько дней, не говоря уже о более длительных сроках. Вкладываться в недвижимость тоже накладно. «Сегодня она просто переоценена. В стоимость изначально заложены расходы на взятки, которые зачастую вынуждены платить застройщики различным структурам», - говорит Максим Спасский.
А вот малый бизнес в нынешней ситуации по-прежнему может приносить доход, если пересмотреть подход к нему. Наш собеседник советует предпринимателям сокращать издержки, входить в проекты, которые быстро приносят результат, и сокращать участие в крупных долгосрочных инвестиционных проектах. Пока нужно сосредоточиться на том, что реально приносит деньги.
Особое внимание следует уделить работе с персоналом. «В последние годы на рынке дефицит хороших специалистов. Зачастую те, кто называют себя профессионалами, переоценивают свои заслуги. Они просто умеют красиво себя представить и дорого продать, но на деле не имеют необходимых навыков. Удивительно, но для многих амбициозных студентов зарплата в 20 – 25 тысяч рублей уже мала. Они требуют больше денег, не учитывая при этом, что компании придется тратить ресурсы, чтобы их обучать. Многие выпускники, закончив университеты, не хотят работать по специальности, а идут в продавцы, думая, что смогут много заработать», - рассказывает Максим Спасский.
В сегодняшних экономически напряженных условиях он советует бизнесменам присмотреться к своим сотрудникам. Возможно, предпринимателю есть смысл расстаться с некоторыми из них и взять на себя их функции. По мнению эксперта, нужно расставаться с теми, кто тянет команду назад, и сохранять тех, кто не теряет оптимизма и верит в успех. «Кроме того, есть смысл брать новых сотрудников не на оклад, а на участие в прибыли. Тогда человек будет заинтересован. Даже если вы в итоге ему заплатите больше, это окупится», - считает Максим Спасский.
Что касается рекламы, то сегодня невыгодно и неэффективно размещать ее на щитах и заборах. Рекламный рынок постепенно уходит в Интернет, а значит, бизнесмены смогут попробовать своими силами привлечь клиентов в тех же социальных сетях, не потратив при этом денег.
Кроме того, можно реализовывать кобрендинговые проекты. Дополнительные бонусы от компаний-партнеров порадуют потребителя и усилят преимущество бизнеса среди конкурентов.
А вот европейскую систему привлечения клиентов скидками на следующие покупки Максим Спасский считает неэффективной и заведомо провальной. «Это попросту невыгодно. Покупатель привыкает и желает с каждым разом все больших и больших скидок. А потом уже сам бизнесмен не готов продавать свой товар ниже себестоимости, и недовольный клиент, не получив заветный дисконт, уходит без покупки», - поясняет глава Совета предпринимателей.
По его мнению, за основу сегодня лучше брать опыт китайцев. Предприниматели Поднебесной считают, раз человек один раз купил товар, остался доволен его качеством и пришел за повторной покупкой, почему бы не добавить к предыдущей цене еще юань.
И в целом, по мнению Максима Спасского, свердловским бизнесменам есть чему поучиться у представителей активно развивающегося сегодня Востока. Там предприниматели не принимают скоропалительных решений, стараются лучше узнать партнера, прежде чем заключить с ним контракт. Китай сегодня стремительно развивается и уже обошел во многом Россию по современным технологиям.
Возможно, свердловским бизнесменам следует присмотреть себе партнеров в Поднебесной. «Тем более что Китай открыт для сотрудничества с нашей страной, готов оказать нам поддержку в непростых геополитических условиях. Там с большим уважением относятся к нашему президенту Владимиру Путину. Молодежь даже носит майки с его изображением. Я считаю, что мы живем в историческое время, когда наши отношения с Востоком выходят на новый уровень. Я ранее уже говорил и готов повторить: если Петр I «прорубил окно» в Европу, то Владимир Путин проложит многополосное шоссе в Азию. За этим будущее», - заключил Максим Спасский. Европейско-Азиатские Новости.
«Мы живем в ситуации неопределенности, но стараемся подогнать реальность под желаемые прогнозы. Порой удивляет оптимизм банковских аналитиков, которые уверенно советуют покупать акции, паи. Однако заметим, прибыли они не гарантируют. Человеку не дано предугадать будущее, и не факт, что совсем скоро эти акции не станут просто бумажкой. Не факт, что активы останутся активами. Например, сегодня у тебя есть ресторан, но завтра люди перестанут туда ходить, так как у них не будет денег. Поэтому нужно тщательно взвешивать свои решения в нынешней ситуации», - говорит Максим Спасский.
Он отмечает, что сегодня опасно вкладываться в доллары и евро – никто не знает, что с этой валютой будет через несколько дней, не говоря уже о более длительных сроках. Вкладываться в недвижимость тоже накладно. «Сегодня она просто переоценена. В стоимость изначально заложены расходы на взятки, которые зачастую вынуждены платить застройщики различным структурам», - говорит Максим Спасский.
А вот малый бизнес в нынешней ситуации по-прежнему может приносить доход, если пересмотреть подход к нему. Наш собеседник советует предпринимателям сокращать издержки, входить в проекты, которые быстро приносят результат, и сокращать участие в крупных долгосрочных инвестиционных проектах. Пока нужно сосредоточиться на том, что реально приносит деньги.
Особое внимание следует уделить работе с персоналом. «В последние годы на рынке дефицит хороших специалистов. Зачастую те, кто называют себя профессионалами, переоценивают свои заслуги. Они просто умеют красиво себя представить и дорого продать, но на деле не имеют необходимых навыков. Удивительно, но для многих амбициозных студентов зарплата в 20 – 25 тысяч рублей уже мала. Они требуют больше денег, не учитывая при этом, что компании придется тратить ресурсы, чтобы их обучать. Многие выпускники, закончив университеты, не хотят работать по специальности, а идут в продавцы, думая, что смогут много заработать», - рассказывает Максим Спасский.
В сегодняшних экономически напряженных условиях он советует бизнесменам присмотреться к своим сотрудникам. Возможно, предпринимателю есть смысл расстаться с некоторыми из них и взять на себя их функции. По мнению эксперта, нужно расставаться с теми, кто тянет команду назад, и сохранять тех, кто не теряет оптимизма и верит в успех. «Кроме того, есть смысл брать новых сотрудников не на оклад, а на участие в прибыли. Тогда человек будет заинтересован. Даже если вы в итоге ему заплатите больше, это окупится», - считает Максим Спасский.
Что касается рекламы, то сегодня невыгодно и неэффективно размещать ее на щитах и заборах. Рекламный рынок постепенно уходит в Интернет, а значит, бизнесмены смогут попробовать своими силами привлечь клиентов в тех же социальных сетях, не потратив при этом денег.
Кроме того, можно реализовывать кобрендинговые проекты. Дополнительные бонусы от компаний-партнеров порадуют потребителя и усилят преимущество бизнеса среди конкурентов.
А вот европейскую систему привлечения клиентов скидками на следующие покупки Максим Спасский считает неэффективной и заведомо провальной. «Это попросту невыгодно. Покупатель привыкает и желает с каждым разом все больших и больших скидок. А потом уже сам бизнесмен не готов продавать свой товар ниже себестоимости, и недовольный клиент, не получив заветный дисконт, уходит без покупки», - поясняет глава Совета предпринимателей.
По его мнению, за основу сегодня лучше брать опыт китайцев. Предприниматели Поднебесной считают, раз человек один раз купил товар, остался доволен его качеством и пришел за повторной покупкой, почему бы не добавить к предыдущей цене еще юань.
И в целом, по мнению Максима Спасского, свердловским бизнесменам есть чему поучиться у представителей активно развивающегося сегодня Востока. Там предприниматели не принимают скоропалительных решений, стараются лучше узнать партнера, прежде чем заключить с ним контракт. Китай сегодня стремительно развивается и уже обошел во многом Россию по современным технологиям.
Возможно, свердловским бизнесменам следует присмотреть себе партнеров в Поднебесной. «Тем более что Китай открыт для сотрудничества с нашей страной, готов оказать нам поддержку в непростых геополитических условиях. Там с большим уважением относятся к нашему президенту Владимиру Путину. Молодежь даже носит майки с его изображением. Я считаю, что мы живем в историческое время, когда наши отношения с Востоком выходят на новый уровень. Я ранее уже говорил и готов повторить: если Петр I «прорубил окно» в Европу, то Владимир Путин проложит многополосное шоссе в Азию. За этим будущее», - заключил Максим Спасский. Европейско-Азиатские Новости.