РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 22 октября 2015 в 12:12
Автор ЕАНовостиЕАНовости

Сергей Носов: почему губернатор не приглашает глав городов на бюджетное послание?

Глава Нижнего Тагила считает, что казна региона формируется непрозрачно.
Осенью в Свердловской области традиционно возникают бюджетные баталии. Представители городов и власти региона делят деньги. О том, как это происходит, а также о планах на губернаторское кресло и о махинациях с кредитами скандальной Корпорации развития Среднего Урала агентству ЕАН рассказал глава Нижнего Тагила Сергей Носов.
- Сергей Константинович, сейчас в самом разгаре работа над бюджетами. Какие акценты делаются при формировании городской казны и как вы оцениваете бюджетную политику областных властей?
- Начну со второго вопроса. Надо называть вещи своими именами. На сегодня города по сути никак не участвуют в разработке областного бюджета. Конечно, есть так называемые согласительные комиссии. Муниципалитеты имеют право там присутствовать, а могут и не присутствовать. При этом им даже слово не всегда предоставляется. И, самое главное, с чем мы сталкивались неоднократно, – решения этих согласительных комиссий не обязательны для исполнения правительством Свердловской области.
- В чем конкретно заключаются ваши претензии или предложения при формировании регионального бюджета?
- Для нас непонятна и непрозрачна методика расчета так называемых субсидий на выравнивание муниципальных бюджетов, то есть перераспределения средств между городами-донорами и реципиентами. Может быть, мы сильно необразованные. Но хотел бы заверить, что мы – обучаемые. Давайте сядем и разберемся вместе, как происходят расчеты, как распределяются эти ресурсы, куда они направлены, как формируются программы, как они финансируются. Я думаю, что этот вопрос непрозрачен не только для глав муниципальных образований, но и для большинства депутатов.
Мы говорим, например, что доходная часть будет вот такая, а нам говорят: нет, она будет у вас гораздо больше по налогам, поэтому вам меньше нужно денег на выравнивание. А когда мы все-таки оказываемся правы, кроме морального удовлетворения и дырки в бюджете у нас ничего не остается. Что с этим делать, никто не говорит.
Исходя из предыдущего опыта, могу сказать, что при планировании бюджета действует следующая формула: после всех согласительных комиссий нам достается сумма, умноженная на 0,3 и поделенная на 2 от той потребности, которую мы заявляли. Но если все так просто, зачем мы постоянно пишем заявки, готовим обоснования со ссылками на законы, на нормативные акты. Зачем тратить время? Сказали бы просто: «Средств нет» или «Вы их не получите».
«Фактически мы можем говорить, что у нас не будет ресурсов на софинансирование никаких программ развития»

- Могли бы вы обозначить сферы, где наиболее серьезные дыры в финансировании?
- Не могу. Мне легче обозначить сферы, где их хватает.
- Как будет жить Нижний Тагил в 2016 году, на что ему хватит или не хватит денег, если учитывать нынешнюю ситуацию?
- Чтобы говорить определенно, мне все-таки необходимо увидеть окончательные цифры, а их пока нет. Но судя по тому, какая политика сейчас реализуется, денег будет еле-еле хватать для того, чтобы поддержать город в том виде, в каком он есть: благоустройство, озеленение, чистота. Я так понимаю, что финансирование будет уменьшаться по сравнению с 2015 годом. При этом хотел бы отметить, что и на 2015 год денег было недостаточно – приходилось перераспределять. Фактически мы можем говорить, что у нас не будет ресурсов на софинансирование никаких программ развития.
Уменьшается налоговая база. Практически нет внебюджетных доходов. А в Нижнем Тагиле неналоговые поступления составляют большую часть в общем объеме муниципального бюджета, чем соответствующее соотношение в областном бюджете. Если в бюджете области неналоговые доходы - это 2,5 процента в общей доходной базе, то в нашем бюджете – более 30 процентов. А это связано с деловой и экономической активностью. Поэтому наш бюджет находится в наиболее рисковой зоне. Кроме того, мы сегодня не имеем доступов к бюджетным кредитам и вынуждены из года в год покрывать дефициты коммерческими кредитами. Это тоже никак не рассматривается и никем не учитывается. На мой взгляд, это неправильно. Таким образом, ресурсы на развитие на данный момент не просматриваются. Надо заканчивать те проекты, которые начаты, и сохранить содержание города на том уровне, который был достигнут.
- Уже второй год идет активный диалог между Нижним Тагилом и Екатеринбургом. Недавно к вам приезжало руководство уральской столицы, а буквально на днях вы сами приезжали в Екатеринбург. Города объединяют свои усилия, чтобы эффективнее отстаивать позиции муниципалитетов в конфликте с областью?
- Есть разные принципы управления. Есть принцип: разделяй и властвуй. А есть другой: взаимодействие по горизонтали упрощает управление и ускоряет все процессы. Это надо стимулировать и поощрять. Если каждый раз под желанием изучить лучшие муниципальные практики будет усматриваться политический подтекст, то, на мой взгляд, это ни к чему хорошему не приведет.
Можно много говорить про создание большого Екатеринбурга, про создание большого или малого Нижнего Тагила… Но лучше создать условия, чтобы встреча глав городов являлась нормальным условием сотрудничества. Партнерские отношения между городами надо приветствовать.
- А есть какие-то препятствия, я правильно понимаю?
- Вообще-то формально препятствий нет. Кто сказал? У меня нет препятствий. Кто-то говорит «могут быть последствия». А какие? Мне не говорят - намекают. А если мне непонятны последствия и риски, если я считаю, что взаимодействие по горизонтали – это польза моему родному городу, то я буду действовать так, как считаю нужным в соответствии с присягой, которую я принес жителям.
- То есть оппозиции нет?
Не надо переносить несовпадение взглядов на способы управления в политику. Если я считаю, что что-то делается неправильно и заявляю об этом, то не надо говорить, что это делается из политических соображений: я просто считаю, что это неправильно.
- С кем еще из городов будете взаимодействовать? Кого возьмете в свою коалицию?
- Коалиция – это выдумки журналистов.
- Переформулирую: с кем еще планируете обмениваться опытом?
- Есть интересный опыт решения городских проблем в Каменске-Уральском. Есть эффективные решения вопросов с управляющими компаниями, к примеру, в Первоуральске. Есть вообще интересный взгляд на проблему в малых городах. Очень интересным было мнение главы Нижней Салды Елены Матвеевой по этому поводу.
«Когда президент выступает с посланием к жителям России, на эти послания приглашают глав регионов и столичных городов. Почему когда наш губернатор делает такое важное заявление, не приглашаются главы муниципалитетов?!»

- Вы ранее сказали о закрытости бюджетного процесса – может быть, городам стоит сообща выработать какие-то способы, чтобы сделать бюджетный процесс более открытым?
- С учетом нехватки средств это всегда будет конфликтная ситуация. Возмущает не нехватка средств, а отсутствие понимания. Когда президент выступает с посланием к жителям России, на эти послания приглашают глав регионов и столичных городов. Почему когда наш губернатор делает такое важное заявление, не приглашаются главы муниципалитетов?! Это политически важно! Многие из них были избраны прямым голосованием жителей. Им проводить в жизнь ту политику, которую губернатор собирается осуществить в регионе. Да, в этом году все уже прошло. Но, наверное, на следующий год надо делать по-другому.
- А если бы вы были губернатором…
- Я не буду отвечать на этот вопрос, потому что слово «если» в этой ситуации выглядит некорректно. Я уже достаточно открыто сказал, что думаю по этому поводу. Я считаю, что можно и нужно вносить изменения в нашу совместную работу во всем регионе как по горизонтали, так и по вертикали. А слово «если» - это из другой оперы.
- Хорошо. Без «если». Хотите ли вы принимать участие в выборах губернатора?
- Любой муниципалитет Свердловской области будет так или иначе принимать участие в выборах губернатора региона. Мы по долгу своей службы будем заниматься организацией работы избирательных комиссий и участков… Ни один глава города от этого не уйдет. Так же, как и от выборов президента и депутатов Госдумы.
В Нижнем Тагиле реализуется ряд знаковых проектов: строительство полигона твердых бытовых отходов, программа «Безопасный город», не так давно открылся центр восстановительной медицины, где делают высокотехнологичные операции. Пожалуй, его можно назвать пока единственным удачным проектом Корпорации развития Среднего Урала…
Это не проект КРСУ, нет у них такого проекта. Он там фигурировал, как всегда, не в самом лучшем качестве. Это пример государственно-частного партнерства, где с одобрения президента областной думой принималось решение о выделении финансирования из областного бюджета. А как это было сделано и получилось ли то, что подразумевалось изначально, депутатам следовало бы проверить.
«Если каждый раз под желанием изучить лучшие муниципальные практики будет усматриваться политический подтекст, то, на мой взгляд, это ни к чему хорошему не приведет».

Когда Законодательное собрание принимало решение о выделении 1 миллиарда 200 миллионов рублей на вхождение в этот проект, предполагалось, что пропорционально областное мингосимущества получит там долю. На сегодняшний день через КРСУ, а не напрямую почему-то пробежали эти 1,2 миллиарда в виде кредита, за который госпиталь инновационных технологий должен платить проценты КРСУ. Было заложено оборудование – сейчас залог сняли. КРСУ, в свою очередь, еще и перезакладывала оборудование. Это вообще в итоге могло оказаться в чужих руках. Исходя из этой сложной технологии, имущество было и остается под ударом. Насколько я знаю, эта схема не закончена и чем закончится, неизвестно – МУГИСО пока так и не получило доли. Я не могу назвать это инвестициями. Это что-то другое. Я думаю, что этими вопросами есть кому заниматься.
- Как продвигается строительство полигона для хранения твердых бытовых отходов. На каком этапе сотрудничество с компанией Mitsubishi, которая планировала построить завод по производству оборудования для переработки ТБО?
- По полигону – двигаемся. А что касается завода, то у японцев возникло непонимание на уровне Свердловской области. Японцы считали, что завод стоимостью 100 миллионов долларов будет оплачивать государство, то есть регион, поскольку это его социальная обязанность. А регион считал, что японцы будут делать за свои деньги и потом как-то отбивать инвестиции… Но эти вещи не отбиваемые.
«При создании регионального фонда по капремонтам я выступал против этой безумной централизации и пустой траты денег на кабинеты, мебель, зарплаты и так далее. Если бы фонд просто собирал деньги и распределял в муниципалитеты, мы бы справились с работой гораздо лучше и ответственнее».

- В сентябре на RAE-2015 город подписал соглашение с Ростуризмом о развитии в вашем муниципалитете военно-патриотического туризма. На каком этапе сейчас работа над проектом?
- Идет работа с Ростуризмом. Много конкретных вопросов, которые нужно решить. Военный туризм подразумевает в том числе возможность опробовать технику или оружие, а вот законодательно эти вещи не проработаны. К слову, у нас уже открыт престижный отель сети Park Inn by Radisson. У меня был руководитель сети Hyatt по СНГ. Они очень заинтересованы и считают целесообразным строительство отеля в Нижнем Тагиле.
Недалеко от Нижнего Тагила располагается одна из достопримечательностей Свердловской области – особая экономическая зона «Титановая долина». Правда, пока это, наверное, достопримечательность со знаком минус. Например, депутат Андрей Альшевских предложил «прикрыть» первую очередь «Титановой долины», поскольку спустя несколько лет там построено только одно предприятие.
Я не знаю, что имел в виду Андрей Альшевских. Необходимость такой зоны в Свердловской области есть, и она должна работать эффективно. И я считаю, что этого нужно добиваться. А если говорить, что нужно прикрыть неэффективную реализацию проекта, что время прошло, а результатов конкретных почти нет, – конечно, это видно не только депутатам, посетившим «Титановую долину».
«Японцы считали, что завод стоимостью 100 миллионов долларов будет оплачивать государство, то есть регион, поскольку это его социальная обязанность. А регион считал, что японцы будут делать за свои деньги».
- Как в Нижнем Тагиле реализуется программа капремонтов многоквартирных домов? Недавно Генпрокуратура сообщала о срыве сроков почти на половине объектов в Свердловской области.
- Так же, как и везде, потому что реализуется не муниципалитетом. При создании регионального фонда по капремонтам я выступал против этой безумной централизации и пустой траты денег на кабинеты, мебель, зарплаты и так далее. Если бы фонд просто собирал деньги и распределял в муниципалитеты, мы бы справились с работой гораздо лучше и ответственнее. И не получилось бы того провала, который есть сегодня по всей области. Но, к сожалению, мы не были услышаны. Это как раз тот пример, когда надо слышать муниципалитеты. Европейско-Азиатские Новости.
almaceramica
Главные новости
Главный ледовый городок в третьем городе Свердловской области будет посвящен военнымЕще один застройщик — теперь федеральный — пытается зайти к Шарташу в ЕкатеринбургеВ Минобороны открестились от свердловского депутата Коробейникова после скандала с СВО«Кормим такси или пропускаем школу»: екатеринбуржцы пожаловались на транспортДля жителей Свердловской области резко повысится плата за электроэнергиюЦентр для борьбы с детскими суицидами появится в Екатеринбурге