Дома оккупировала плесень, а с потолка идет дождь.
Карта «нового аварийного» жилья в Свердловской области пополнилась домами в Сухом Логу. В недавно построенных трехэтажках мучаются сироты и переселенцы из ветхого фонда, передает корреспондент агентства ЕАН. Часть из них страдает от удушающей атмосферы, другие устали делать ремонт из-за дождя с потолка. Коммунальщики заверяют, что работают над устранением проблем, однако ситуацию осложняет отсутствие связи с одним из застройщиков злополучных домов, который сейчас банкротится в Приморье. Другой застройщик работает в Сухом Логу, однако его руководство считает, что удушающую атмосферу в домах создают сами жители.
Карта «нового аварийного» жилья в Свердловской области пополнилась домами в Сухом Логу. В недавно построенных трехэтажках мучаются сироты и переселенцы из ветхого фонда, передает корреспондент агентства ЕАН. Часть из них страдает от удушающей атмосферы, другие устали делать ремонт из-за дождя с потолка. Коммунальщики заверяют, что работают над устранением проблем, однако ситуацию осложняет отсутствие связи с одним из застройщиков злополучных домов, который сейчас банкротится в Приморье. Другой застройщик работает в Сухом Логу, однако его руководство считает, что удушающую атмосферу в домах создают сами жители.
Заложники плесени
Как рассказала хозяйка квартиры в доме на улице Фучика, 10 б Ксения Волкова, ее семья продержалась в новом жилье, построенном за госсчет для сирот, только три года.
«Попортилось очень много вещей – они просто сгнивали. Покупали дорогостоящие кондиционеры, но они не спасали. Белье здесь сохнет по неделям, при этом на нем появляются черные точки, а на постель когда ложишься – она влажная. У меня даже вилки и ложки плесенью покрывались. Дорогую шубу пришлось выкинуть», - говорит Ксения Волкова.
Находиться в таких условиях с ребенком-инвалидом, у которого проблемы со слухом, оказалось просто опасно, поэтому теперь семья Ксении вынуждена тратить деньги, чтобы оплачивать съемное жилье. При этом получать доход от сдачи злополучной заплесневелой квартиры нереально – она просто никому не нужна.
Мучаются и соседи Ксении – семья Чипуриных, где также растут маленькие дети. Они круглосуточно используют обогреватель, пытаясь хоть как-то просушить углы. Из-за этого им приходят внушительные счета за электричество. Жительница того же дома Анна Ахунова рассказывает, что трехэтажку возводили просто стремительными темпами. «За неделю построили первый этаж. У нас вся квартира в трещинах, все подъезды, все просто гуляет. Нам просто иногда кажется, что дом сложится, как карточный домик, и развалится», - опасается она.
На улице Сухоложской в новых домах мучаются переселенцы из аварийного фонда. Жители последних этажей страдают от дождя с потолка. По словам городского депутата, активиста Общероссийского народного фронта Владимира Коптяева, строители неплотно уложили шифер, в итоге на чердаке прямо на утеплителе скапливается снег. Потом он тает, и влага просачивается в квартиры.
«Люди лазят на крышу, лопатами складывают снег в полипропиленовые мешки и спускают его через чердачное помещение», - рассказывает депутат. Он убежден, что эти дома не пригодны для жилья: в наружных стенах квартир до 15 трещин.
«На мой взгляд, людей загнали в абсолютно нечеловеческие условия. Эти дома могут быть в принципе опасны для жизни», - считает председатель комитета регионального отделения партии «Патриоты России», член регионального штаба ОНФ Сергей Ярутин, который недавно побывал в гостях у измученных сухоложцев.
Работа над ошибками
В управляющей компании «Сухоложская», которая обслуживает злополучные дома, о проблемах знают. Как рассказала агентству ЕАН начальник отдела технического контроля и планирования ремонта УК Людмила Паньтюшова, застройщик, возводивший дома на улице Сухоложской, то есть по программе переселения граждан из аварийного фонда, сейчас обанкротился. Это ООО «Инвестиционно-строительная компания». Представительница «Сухоложской» говорит, что с ним нет никакой связи, поэтому по гарантии, за его счет устранить недостатки не получается. Управляющей компании приходится справляться своими силами. Деньги на это берутся за счет платы собственников за содержание жилья.
Отметим, что, согласно картотеке арбитражных дел, Инвестиционно-строительная компания в сентябре прошлого года действительно признана банкротом. Интересно, что дело рассматривал суд Хабаровского края, куда, по официальным данным налоговой, в конце 2014 года из Екатеринбурга почему-то переехало ООО.
С застройщиком домов для сирот в смысле географии проще. Это ООО «Ремстрой», которое работает в самом Сухом Логу. Директор ООО «Ремстрой» Александр Старков сообщил агентству ЕАН, что застройщик признает ряд недочетов, которые он допустил. Так, компания старается устранить замечания, которые касаются швов между панелями. Кроме того, специалисты уже переделывали вентиляцию. Эти изменения, говорит Александр Старков, должны были устранить проблему с сыростью. В том, что этого до сих пор не произошло, во многом виноваты сами жильцы, считает он.
«Процентов на 90 я уверен. Буквально после заселения, после новогодних праздников приборы отопления, которые были установлены в подъезде, вырвали вандалы. Там теперь все заглушено. Выломаны все рамы, форточки, все пластиковые конструкции в подъездах. После праздников там было 2 куба мусора в тамбуре», - свидетельствует директор «Ремстроя». Отметим, что в тамбуре подъезда, где находится квартира Ксении Волковой, действительно навалена куча пакетов с отходами.
По его словам, жильцы во многом безответственно подходят и к содержанию квартир: не проветривают их, загораживают радиаторы и так далее. Свою лепту могли внести и коммунальщики, если они, например, плохо следят за системой отопления.
Получить комментарий по ситуации у местных властей пока не удалось.
Сироты не одиноки
Между тем «новое аварийное» жилье – проблема не одного только Сухого Лога. В специальном реестре, посвященном этой теме, который ведет ОНФ, числятся Березовский, Заречный, Камышлов и Карпинск. А в таблице жалоб Фонда содействия реформированию ЖКХ, помимо этих городов фигурируют Красноуфимск, Ревда, Красноуральск, Реж и Новая Ляля, Туринск и несколько поселков. В большинстве случаев идет речь о существенных строительных дефектах. Отметим, что в обоих реестрах отражены сведения о некачественном жилье, построенном только по программе переселения людей из ветхого фонда. «Новые аварийные» дома для сирот идут плюсом.
Руководитель рабочей группы «Качество повседневной жизни» регионального ОНФ Сергей Суслов называет несколько причин появления такого жилья.
«Во-первых, «новые аварийные» дома – это малоэтажное строительство, до трех этажей. Здесь не надо было делать экспертизу проекта. Сама конструкция и используемые материалы – на совести застройщика», - говорит он, добавляя, что сейчас на областном уровне принято положение, все-таки обязывающее застройщика делать экспертизу проектов таких домов.
Во-вторых, отмечает Сергей Суслов, жилье, построенное за бюджетный счет, зачастую принимали малокомпетентные в этой сфере специалисты – в администрациях небольших городов других порой просто нет. К настоящему моменту экспертов ввели в комиссию по приемке, уточняет он.
Строить дома на скорую руку и подписывать акты, когда работы реально не закончены, заставляют гонка за отчетностью и нюансы бюджетного законодательства, стимулирующие к освоению государственных и муниципальных средств в течение одного года.
Но при всем при этом, считает Сергей Суслов, проблемы не имели бы такой масштаб, если бы чиновники организовали должный контроль еще на начальном этапе строительства. «Фронтовик» говорит, что нужно привлекать к персональной ответственности руководителей недобросовестных застройщиков, которые часто пропадают после сдачи объекта, а также тех, кто подписывает фиктивные акты.
«За дело, как правило, принимаются компании, цель которых заработать деньги, непонятно что построив. Областная власть это спокойно «кушает». Если бы Народный фронт и другие общественники не поднимали волну, ничего бы вообще не двигалось», - отмечает Сергей Суслов.
Сейчас ОНФ держит на контроле адреса «нового аварийного» жилья. В ближайшее время активисты планируют посетить эти объекты, чтобы оценить, как идет устранение недостатков.
«Мы пытаемся у областных властей получить график устранения дефектов. Но пока у нас игра в одни ворота – мы спрашиваем, нам не отвечают», - добавляет Сергей Суслов. По его словам, в этом году ОНФ проинспектирует не только жилье для переселенцев из ветхого фонда, но и дома для сирот. Европейско-Азиатские Новости.