Покупка крупного уральского ритейлера бытовой техники Е96.ru федеральной компанией «Техносила» взорвала региональную информповестку прошлой недели. Сделка стала неожиданностью даже для участников рынка. Как будет происходить слияние компаний, что произойдет с екатеринбургской командой создателей Е96.ru и как будет развиваться рынок бытовой техники – на все эти вопросы корреспонденту ЕАН ответил нынешний глава Е96 Борис Лепинских.
- Борис, каковы причины совершения сделки с «Техносилой»? Были ли помимо нынешнего владельца другие потенциальные покупатели? И если да, то почему для интеграции был выбран именно этот проект?
- Мы вели переговоры с несколькими интересантами, но я не могу раскрывать детали по условиям договора с ними. Сделка с «Техносилой» выгодна абсолютно для всех. Помимо традиционно доступных возможностей E96.ru, клиенты онлайн-гипермаркета приобретут дополнительные преимущества, включая расширенный ассортимент, ставший доступным благодаря слиянию. Для «Техносилы» покупка – это стратегический шаг, который поможет компании достаточно быстро нарастить долю онлайн-продаж и в течение ближайших лет войти в число лидеров рынка среди мультиканальных ритейлеров. Используя наши опыт и технологии, включая ИТ-систему и гибкость логистики, «Техносила» выводит свои онлайн-продажи на новый уровень уже в 2016-2017 годах. Покупка E96.ru позволит уже к 2019-му году занять лидирующие позиции в мультиканальном ритейле, что полностью отвечает потребностям наших клиентов. Для «Техносилы» это еще и возможность выйти на новые регионы (Урал и Сибирь).
- В комментариях по поводу покупки Е96.ru вы отмечали, что своей доли у вас и Дмитрия Пивоварова в капитале Е96.ru нет. Таким образом, последнее слово в принятии решений по Е96.ru остается за представителями покупателя? Как вы видите взаимодействие с «Техносилой»? И какой видите свою роль в компании после сделки?
- Борис, каковы причины совершения сделки с «Техносилой»? Были ли помимо нынешнего владельца другие потенциальные покупатели? И если да, то почему для интеграции был выбран именно этот проект?
- Мы вели переговоры с несколькими интересантами, но я не могу раскрывать детали по условиям договора с ними. Сделка с «Техносилой» выгодна абсолютно для всех. Помимо традиционно доступных возможностей E96.ru, клиенты онлайн-гипермаркета приобретут дополнительные преимущества, включая расширенный ассортимент, ставший доступным благодаря слиянию. Для «Техносилы» покупка – это стратегический шаг, который поможет компании достаточно быстро нарастить долю онлайн-продаж и в течение ближайших лет войти в число лидеров рынка среди мультиканальных ритейлеров. Используя наши опыт и технологии, включая ИТ-систему и гибкость логистики, «Техносила» выводит свои онлайн-продажи на новый уровень уже в 2016-2017 годах. Покупка E96.ru позволит уже к 2019-му году занять лидирующие позиции в мультиканальном ритейле, что полностью отвечает потребностям наших клиентов. Для «Техносилы» это еще и возможность выйти на новые регионы (Урал и Сибирь).
- В комментариях по поводу покупки Е96.ru вы отмечали, что своей доли у вас и Дмитрия Пивоварова в капитале Е96.ru нет. Таким образом, последнее слово в принятии решений по Е96.ru остается за представителями покупателя? Как вы видите взаимодействие с «Техносилой»? И какой видите свою роль в компании после сделки?
- Мы с Дмитрием остаемся в оперативном управлении Е96.ru и будем постоянно улучшать процессы в компании.
Стратегические вопросы, разумеется, будут решаться вместе с собственниками, и в этом процессе мы будем играть важную роль. Одна из первых задач для нас – выстроить новые бизнес-процессы с «Техносилой» и провести интеграцию. Это займет время, потребуется терпение.
- Изменится ли как-то стратегия развития Е96.ru в 2016 году в связи с произошедшими событиями? Есть ли планы по освоению новых территорий, расширению ассортимента?
- У нас есть несколько важных проектов, которые мы продолжаем реализовывать: увеличение ассортимента и расширение своей географии присутствия.
Мы хотим добавить до 200 городов на нашей карте, где нас еще нет. В основном это населенные пункты численностью менее 100 тысяч человек. Там вообще вакуум в смысле традиционного ритейла.
Поэтому интернет-магазины – отдушина. В них можно получить широкий ассортимент товаров и сервис. Собственно, «Техносила» нацелена на это же: расширение ассортимента и территориального присутствия.
- Год назад вы говорили о том, что «золотая жила» интернет-магазинов бытовой техники – в малых городах, и заявляли о запуске работы там через франчайзинг. Получается, эта стратегия себя оправдала?
- Я убежден, что этот проект – мощная точка роста, которая может существенно увеличить оборот компании.
- Пока география на восток страны у вас заканчивается Новосибирском. Есть ли планы идти дальше, в Иркутск, Красноярск, к примеру?
- Да, развитие на восток – важное направление нашей стратегии. Наиболее приоритетными регионами для развития станут Кемеровская и Томская области, Красноярский край.
- Что сейчас происходит с кредитованием клиентов? Если не рассматривать тот факт, что банки плохо дают кредиты, как сами покупатели относятся к перспективе взять товар под проценты?
- У нас сильно провалились кредитные покупки. Не буду раскрывать конкретные цифры, но речь идет о падении в разы.
Причин несколько. Во-первых, изменились условия кредитования (оно стало дороже) и частотность одобрения кредитов. Во-вторых, потребление стало более осмысленным. В малых городах люди перешли на модель потребления только необходимого. Сломался холодильник, значит, нужно менять. А не как раньше: что-то у нас совсем уже устаревшая модель, пойдем, посмотрим новинки.
- Как, а точнее, куда, на ваш взгляд, будет развиваться ритейл бытовой техники в России? Что будет происходить с оффлайновыми магазинами? Если говорить об ассортименте, то будущее за теми, кто его расширяет или, наоборот, уходит в узкие сегменты?
- Ритейл бытовой техники в России прошел гигантский путь начиная с 2008 года, когда появились первые проекты, похожие на наш. С тех пор и рынок вырос, и технологии изменились. Бесчисленные инди-магазины практически исчезли к 2014 году. Началась эпоха слияний и поглощений.
Укрупнение игроков продолжится, пока не сформируется четкая пятерка лидеров. Уже сегодня топ-100 e-commerce России контролируют более 50 процентов продаж. Дальше эта пропорция станет еще больше.
Оффлайн сейчас все больше уходит в гибридные модели, понимая, что рост в основном сосредоточен там – так называемая омниченел-модель. Это когда покупатель может купить товар у любимого магазина по одной и той же цене через любой канал: приложение, сайт, колл-центр, оффлайновый магазин. Вот в этом направлении движется вся оффлайновая крупная и средняя розница. Для нее становится важно удержание клиента и предоставление ему всех возможностей для покупки, какие только будут удобны. Оффлайновые магазины никуда не исчезнут. Возможно, они не будут с гигантскими площадями как раньше (тренд на сокращение площадей и максимизацию прибыли с квадратного метра есть у всех ведущих ритейлеров), но они точно останутся. Потому что есть категория потребителей-кинестетиков, которым важно пощупать товар перед покупкой. Что касается ассортимента, тут два разнонаправленных тренда: либо узкая специализация, либо широкая линейка. Промежуточные модели не выживут. Например, если у нас 3-10 позиций, то они должны быть эксклюзивными, с высоким уровнем сервиса, но при этом и очень маржинальными. Но, как правило, у такого бизнеса всегда есть потолок в росте оборота. Можно торговать на весь мир, но выше не прыгнуть. Магазины с широким ассортиментом постоянно подключают новых покупателей, добавляя новые категории товаров. Мы идем именно по этому пути. И «Техносила» движется в том же направлении, наращивая долю неэлектронных товаров. Европейско-Азиатские Новости.