Комитет по местному самоуправлению свердловского Заксобрания рассмотрел три альтернативных законопроекта, касающихся устройства местного самоуправления в муниципалитетах, передает корреспондент агентства ЕАН.
Депутаты Андрей Альшевских и Евгений Артюх представили два одинаковых по смыслу проекта, предусматривающих возвращение Екатеринбургу выборов «сильного» мэра, возглавляющего горадминистрацию. К слову, соответствующие поправки в устав были разработаны еще в 2013 году вице-мэром, ныне замом председателя областного правительства Александром Высокинским, и были одобрены горожанами на публичных слушаниях.
Альшевских внес свой законопроект еще год назад, но его рассмотрение постоянно откладывалось по техническим причинам. Документ так заволокитили, что Артюх, по его собственному выражению, забыл об инициативе коллеги и разработал собственную, отличающуюся от первой лишь техническими моментами.
Авторами третьего законопроекта выступили единороссы – в частности, под ним стоят подписи Елены Чечуновой, Галины Артемьевой, Алексея Коробейникова и спикера Людмилы Бабушкиной. Они предлагают ввести так называемую «советскую» систему, при которой глава города назначается местной думой по представлению специальной комиссии во всех муниципальных районах и городских округах. В городских и сельских поселениях предполагается отдать право определения схемы выборов местной власти. В Екатеринбурге, Нижнем Тагиле и закрытых административно-территориальных образованиях предлагается оставить в силе действующие системы. Таким образом, жителям уральской столицы предлагают оставить право выбирать главу-председателя думы, а тагильчанам – единого сильного мэра. Именно этот законопроект, поддерживаемый администрацией губернатора, комитет рекомендовал к принятию региональному парламенту. В том случае, если Заксо его одобрит, на «советскую» систему одновременно перейдет 21 муниципальное образование.
Между тем, по мнению Евгения Артюха, инициатива противоречит позиции Конституционного суда (КС). В декабре прошлого года суд принял знаковое решение по иску группы депутатов Госдумы, потребовавших дать правовую оценку повальному переводу на «советскую» систему иркутских муниципалитетов. В своем вердикте КС указал, что для определения способов избрания городского руководства необходимо руководствоваться определенными критериями – количеством жителей, объемом полномочий и так далее.
«По сути, речь шла о том, что нельзя города причесывать под одну гребенку, поэтому рекомендуемый сегодня к принятию законопроект противоречит духу закона, противоречит заданному президентом РФ Владимиром Путиным вектору на приближение муниципальной власти к людям на расстояние вытянутой руки»,— считает Артюх.
С ним солидарен его коллега по комитету Нафик Фамиев. По мнению депутата, политика областной власти повлекла разрушение системы МСУ в ряде муниципалитетов.
Дума Артемовского сегодня в седьмой раз отклонила поправки в устав, предполагающие появление мэра-назначенца. Там уже депутаты-единороссы сдают партбилеты в знак протеста. В Реже дума распущена, в Арамиле это вот-вот произойдет, бунтует Белоярка. Это все результаты ваших реформ. И корень проблемы – в самом губернаторе. Как не прошедший выборы назначенец может терпеть избранных глав? Для этого надо быть по-настоящему большим человеком», - обратился Фамиев к лояльным губернатору коллегам по комитету.
Отметим, что мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман также прокомментировал ситуацию: «Прямые выборы органов местного самоуправления и глав городов – основа всех демократических институтов. Их отмена на законодательном уровне говорит о том, что региональные законодатели не доверяют своим избирателям. Людям отказывают в праве и способности выбирать тех, кто будет управлять их городами и поселками. Я считаю это оскорбительным и унизительным жестом.
Тенденция к назначению всего и вся противоречит сути федерального законодательства о местном самоуправлении. Прямые выборы важны не только для жителей региона, но и для тех, кого они избирают. Работе только избранного чиновника жители могут дать свою оценку, только с него спросить за ошибки, только его могут защитить в случае каких-то нападок.
Лишая людей возможности активно участвовать в политических процессах, мы лишаем их мотивации к активным действиям в принципе. А активность жителей – это потенциал развития страны. Иначе начинается апатия и уныние, из-за которых власти уже не смогут мобилизовать население ни на какие активные действия, в том числе и в сложных для страны ситуациях». Европейско-Азиатские Новости.
Депутаты Андрей Альшевских и Евгений Артюх представили два одинаковых по смыслу проекта, предусматривающих возвращение Екатеринбургу выборов «сильного» мэра, возглавляющего горадминистрацию. К слову, соответствующие поправки в устав были разработаны еще в 2013 году вице-мэром, ныне замом председателя областного правительства Александром Высокинским, и были одобрены горожанами на публичных слушаниях.
Альшевских внес свой законопроект еще год назад, но его рассмотрение постоянно откладывалось по техническим причинам. Документ так заволокитили, что Артюх, по его собственному выражению, забыл об инициативе коллеги и разработал собственную, отличающуюся от первой лишь техническими моментами.
Авторами третьего законопроекта выступили единороссы – в частности, под ним стоят подписи Елены Чечуновой, Галины Артемьевой, Алексея Коробейникова и спикера Людмилы Бабушкиной. Они предлагают ввести так называемую «советскую» систему, при которой глава города назначается местной думой по представлению специальной комиссии во всех муниципальных районах и городских округах. В городских и сельских поселениях предполагается отдать право определения схемы выборов местной власти. В Екатеринбурге, Нижнем Тагиле и закрытых административно-территориальных образованиях предлагается оставить в силе действующие системы. Таким образом, жителям уральской столицы предлагают оставить право выбирать главу-председателя думы, а тагильчанам – единого сильного мэра. Именно этот законопроект, поддерживаемый администрацией губернатора, комитет рекомендовал к принятию региональному парламенту. В том случае, если Заксо его одобрит, на «советскую» систему одновременно перейдет 21 муниципальное образование.
Между тем, по мнению Евгения Артюха, инициатива противоречит позиции Конституционного суда (КС). В декабре прошлого года суд принял знаковое решение по иску группы депутатов Госдумы, потребовавших дать правовую оценку повальному переводу на «советскую» систему иркутских муниципалитетов. В своем вердикте КС указал, что для определения способов избрания городского руководства необходимо руководствоваться определенными критериями – количеством жителей, объемом полномочий и так далее.
«По сути, речь шла о том, что нельзя города причесывать под одну гребенку, поэтому рекомендуемый сегодня к принятию законопроект противоречит духу закона, противоречит заданному президентом РФ Владимиром Путиным вектору на приближение муниципальной власти к людям на расстояние вытянутой руки»,— считает Артюх.
С ним солидарен его коллега по комитету Нафик Фамиев. По мнению депутата, политика областной власти повлекла разрушение системы МСУ в ряде муниципалитетов.
Дума Артемовского сегодня в седьмой раз отклонила поправки в устав, предполагающие появление мэра-назначенца. Там уже депутаты-единороссы сдают партбилеты в знак протеста. В Реже дума распущена, в Арамиле это вот-вот произойдет, бунтует Белоярка. Это все результаты ваших реформ. И корень проблемы – в самом губернаторе. Как не прошедший выборы назначенец может терпеть избранных глав? Для этого надо быть по-настоящему большим человеком», - обратился Фамиев к лояльным губернатору коллегам по комитету.
Отметим, что мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман также прокомментировал ситуацию: «Прямые выборы органов местного самоуправления и глав городов – основа всех демократических институтов. Их отмена на законодательном уровне говорит о том, что региональные законодатели не доверяют своим избирателям. Людям отказывают в праве и способности выбирать тех, кто будет управлять их городами и поселками. Я считаю это оскорбительным и унизительным жестом.
Тенденция к назначению всего и вся противоречит сути федерального законодательства о местном самоуправлении. Прямые выборы важны не только для жителей региона, но и для тех, кого они избирают. Работе только избранного чиновника жители могут дать свою оценку, только с него спросить за ошибки, только его могут защитить в случае каких-то нападок.
Лишая людей возможности активно участвовать в политических процессах, мы лишаем их мотивации к активным действиям в принципе. А активность жителей – это потенциал развития страны. Иначе начинается апатия и уныние, из-за которых власти уже не смогут мобилизовать население ни на какие активные действия, в том числе и в сложных для страны ситуациях». Европейско-Азиатские Новости.