Агентство ЕАН представляет четвертый выпуск спецпроекта о заброшенных зданиях Екатеринбурга. На этот раз мы решили исследовать окраины и отправились в один из самых отдаленных уголков мегаполиса – на Большой Конный полуостров. И по традиции сняли для вас атмосферный видеоролик.
Добраться до места назначения из центра можно на 11 трамвае либо на легковом автомобиле. Мы едем на машине, в пути вспоминаем, что знаем об этом районе. Что касается названия, то есть две версии его возникновения. По одной из них, летом на Большом Конном пасли лошадей, по другой – мыс получил такое название уже после строительства электростанции, торф для которой доставляли на лошадях. Согласно местной топонимике, Большой Конный полуостров надлежит называть Кубой, и появилась эта традиция задолго до появления на мысе развлекательного комплекса Cuba beach club.
По словам руководителя отдела по связям с общественностью свердловского краеведческого музея Татьяны Мосуновой, название возникло в 60-е годы 20 века, во время Карибского кризиса, когда жители с увлечением следили за развитием советско-кубинских отношений. Аналогия якобы напрашивалась сама собой из-за того, что Большой Конный с трех сторон окружен водой и болотами. Однако более реалистичной считается версия, по которой топоним произошел от названия той же электростанции, носившей имя Валериана Куйбышева. Памятник ему до сих пор стоит перед зданием, которое является основной достопримечательностью Кубы, считается полузаброшенным и является первым пунктом нашего маршрута.
Здание электростанции выдержано в «кирпичном» стиле с элементами модерна. Особенно интересен северный фасад, выходящий к Верх-Исетскому пруду. Лицевой кирпич здесь украшен декоративными штукатурными элементами. С юга к зданию станции примыкает элеватор для подачи торфа и дымовая труба, которые являются если не архитектурными, то, во всяком случае, инженерными памятниками. Впрочем, в списке объектов культурного наследия электростанция не обнаружилась.
По назначению электростанция не используется с 1965 года. По словам исследовавших объект сталкеров, внутри остались несколько котлов и старый стрелочный блок управления.
Видимо, именно из-за того, что станция давно не используется, народ присвоил ей статус полузаброшенного здания. На самом деле часть площадей там арендуются под различные мастерские, а одно из помещений до сих пор использует Екатеринбургская электросетевая компания, но размещено там уже не генерирующее, а распределяющее оборудование.
Екатеринбургская богема фантазирует о создании на базе электростанции центра современного искусства, памятуя о том, что ультрамодная галерея Tate Modern в Лондоне также находится в здании старой электростанции. Однако нынешние владельцы уверены, что пока это невозможно. «Я за то, чтобы признать это здание памятником, но сейчас делать здесь какой-то культурный центр нельзя. Электростанция старенькая, требует серьезной реконструкции», - заявил представитель компании, работающей с арендаторами.
Следующий пункт нашей короткой экскурсии по полуострову – разрушенная школа по адресу Большой Конный полуостров, 20. Здание было построено в 1937 году и, по словам Татьяны Мосуновой, многие видят в нем признаки конструктивизма. Памятником объект не является.
Местные жители рассказывают, что уже после закрытия школы в здании размещалось какое-то производство, но потом объект быстро пришел в запустение – все, что оставалось внутри, растащили, достали из окон стеклопакеты. С одной стороны к бывшей школе вплотную примыкает работающий коррекционный детский сад, с другой – производственная зона муниципального предприятия «Водоканал», с третьей - стройплощадка того же МУПа, где несколько лет назад началось строительство административного здания. Работы застыли на стадии фундамента. Но, по словам охранника, есть надежда, что стройка возобновится будущим летом.
В окнах первого этажа заброшенной школы видна достаточно свежая кирпичная кладка. Видимо, кто-то хотел обезопасить объект от вторжения бомжей и подростков, любящих с риском для здоровья исследовать «заброшки», - но остановился на полпути. Сейчас здание используют как курилку сотрудники детсада.
«Не могу сказать, что нам мешает эта школа, никакой опасности от нее мы не ощущаем. Если бы местные жители начали писать какие-то обращения, может быть, здание и снесли бы. А так – кому это надо?» - делится с корреспондентом агентства ЕАН размышлениями одна из воспитательниц.
В администрации Верх-Исетского района затруднились пояснить, кому принадлежит здание, и посоветовали обратиться в управление образования. В пресс-службе горадминистрации заявили, что каких-то определенных планов на бывшую школу пока нет. Между тем известно, что ООО «Институт проектирования, архитектуры и дизайна» некоторое время назад обследовал здание на предмет возможности восстановления. В Интернете можно найти эскизные проекты новой планировки и фасадов.
Помимо школы и электростанции на Большом Конном полуострове есть несколько жилых бараков, которые, вероятно, будут расселяться в обозримом будущем. Деревянные строения часто горят, их остатки сносятся, но очередь из застройщиков на освободившиеся участки, как в центральных районах города, не выстраиваются – собственно, также никого особо не волнует судьба школы, электростанции и земли под ними. Хотя, казалось бы, это идеальная территория для элитной застройки. Так почему же местная Куба не превращается в Манхэттен?
«Есть ряд нерешенных инфраструктурных вопросов: отсутствие дороги, недостаточная мощность инженерных сетей. Если построить там многоэтажки, нагрузка будет совсем другая. Сами застройщики инфраструктурные проекты не потянут, а интересно ли это муниципалитету? Вширь у нас и так есть куда развиваться, уже запущено несколько проектов комплексного освоения территории, которые требуют вложений. Распылять финансы не совсем целесообразно. На ВИЗе сейчас актуально развитие территории в конце улицы Татищева, где расположен частный сектор», - считают в Уральской палате недвижимости.
Пока же Большой Конный полуостров остается одним из самых романтичных уголков Екатеринбурга, вдохновляющих на творчество своей заброшенностью и кажущейся затерянностью художников всех мастей. Один из самых известных проектов, Cuba de Rusia, в рамках Уральской индустриальной биеннале современного искусства в 2015 году представили уличный художник Сергей Рожин, фотограф Сергей Потеряев и живописец Кирилл Бородин. В основу проекта легла легенда о том, что жители уральской Кубы — это выходцы с Острова Свободы, которых много лет назад власти поселили на берегу ВИЗовского пруда. В течение двух лет ребята создавали арт-объекты на территории полуострова: расклеивали изображения экзотических птиц, коллажировали фотографии с Карибских островов и с Большого Конного, делали граффити, инсталляции.
Сейчас этот опыт они собираются распространить на другие пространства: в начале января будут искать Кубу в Литве, в мае – в Москве, в 2018 году – в Лейпциге. В основе проекта останется идея культурной самоидентичности выходцев с острова, их особенного свободолюбия. Именно такими художник запечатлели уральских «кубинцев» - пока их место не заняли «манхэттенцы». Европейско-Азиатские Новости