Новости и сообщения о самоубийствах подростков стали обыкновенной частью еженедельной повестки. В Псковской области 14 ноября девятиклассники Екатерина и Денис заперлись на даче, обстреляли полицейских, ранили мать девочки и застрелились сами. В Каменске-Уральском в тот же день 14-летнюю девочку нашли у подъезда дома, а позже она скончалась в больнице. Следователи возбудили дело по статье «Доведение до самоубийства».
Агентство ЕАН совместно с психологом Анной Кирьяновой попыталось разобраться, на что родителям обратить внимание в поведении детей, зачем нужны школьные психологи и связано ли благополучие семьи со стремлением к смерти.
Подростковый возраст – это такой шаткий мостик между детством и взрослой жизнью. Маленький человек на этом мосту один. Он стремится оторваться от семьи и семейных авторитетов, чтобы обрести себя.
Взрослые люди часто забывают, что важным элементом взаимодействия являются простые прикосновения. С подростком жизненно важно сохранить тактильный контакт. Даже если он уже неделю не меняет белья и не моет голову, обнимите его, погладьте по головке.
Агентство ЕАН совместно с психологом Анной Кирьяновой попыталось разобраться, на что родителям обратить внимание в поведении детей, зачем нужны школьные психологи и связано ли благополучие семьи со стремлением к смерти.
Подростковый возраст – это такой шаткий мостик между детством и взрослой жизнью. Маленький человек на этом мосту один. Он стремится оторваться от семьи и семейных авторитетов, чтобы обрести себя.
Взрослые люди часто забывают, что важным элементом взаимодействия являются простые прикосновения. С подростком жизненно важно сохранить тактильный контакт. Даже если он уже неделю не меняет белья и не моет голову, обнимите его, погладьте по головке.
Скорее всего, ваш ребенок будет сопротивляться, отталкивать вас, тогда подкрадетесь сзади и схватите его в охапку.
Основные особенности подросткового возраста: эмоциональная неустойчивость, гиперчувствительность, эгоизм, внушаемость, склонность к подражанию, скрытность, обесцененность своей и чужой жизни.
Ребенок из неблагополучной семьи запрограммирован на выживание. Он ограничен в самых элементарных возможностях. Благополучие семьи, комфортные условия жизни не страхуют от предрасположенности к суицидальному поведению. Начитанный, впечатлительный ребенок находится в зоне риска.
Ребенок из неблагополучной семьи запрограммирован на выживание. Он ограничен в самых элементарных возможностях. Благополучие семьи, комфортные условия жизни не страхуют от предрасположенности к суицидальному поведению. Начитанный, впечатлительный ребенок находится в зоне риска.
Шпионить за собственным ребенком – это необходимость. Несмотря на моральные оценки, это вопрос жизни и смерти. Подросток слишком хитер и скрытен, не стоит полагаться на иллюзию доверия.
Эпидемию самоубийств некорректно связывать со временем. Начнем со Средневековья и вспомним «Детский крестовый поход», подростки всех времен предельно внушаемы. Собираясь в группы, они заражаются какой-либо идеей по цепной реакции и способны на самые безумные поступки.
Вспомним эпоху Гете и его «Страдания юного Вертера», которая запустила целую серию самоубийств. Современным детям любая информация доступна в режиме нон-стоп. Родитель должен знать, что это за информация и от кого ребенок ее получает.
Так называемые «группы смерти» в социальных сетях – это вербовка детей, связанных одними особенностями. Эти возрастные особенности как временная болезнь, как эпидемия. Для чего взрослые люди создают эти сообщества – пока вопрос открытый. Но их нужно контролировать. Причем это должны быть профессиональные психологи, а не только люди в погонах.
Система школьных психологов очень нужна. В основном в школе один специалист на 800 человек. В идеале это должна быть психологическая служба, которая налаживает контакт между детьми и учителями. Подростковым возрастом должен заниматься отдельный специалист, который всю жизнь посвящает изучению этих вопросов и постоянно совершенствуется.
Индивидуальная психологическая помощь может помочь. Но лучше проходить совместную терапию. Быть взрослым проводником между своим ребенком и психологом. Вместе справляться с общими трудностями. Нарабатывать семейную историю.
Пока психолог выяснит, что делает вашего ребенка счастливым, пройдет много времени. Вы знаете это лучше всех. Вспоминайте вместе эпизоды из раннего детства, употребляйте только вам понятные прозвища и словечки.
В подростках нужно воспитывать эмпатию. Они слишком зациклены на себе и своих переживаниях. Например, можно участвовать в благотворительной деятельности. Навещать детей в детских домах. Помогать приютам бездомных животных. Когда подросток видит, как страдают другие живые существа, он учится уважать чужую и свою жизнь.
Анна Касюкова, Европейско-Азиатские Новости.