Екатеринбургские перевозчики намерены судиться с горадминистрацией, которая с 1 июля отменяет 87 автобусных, 18 трамвайных и 8 троллейбусных маршрутов. Реформа больно ударит по частникам, а прощать убытки готовы далеко не все. Что думают о ситуации представители городских транспортных компаний, в материале агентства ЕАН.
Накануне стало известно, что 1 июля в городе изменится схема маршрутов общественного транспорта. Чиновники решили избавиться практически от всех длинных маршрутов, заменив их на другие короткие. Горожане уже выразили недовольство тем, что им придется ездить с пересадками, что достаточно неудобно. Кроме того, на проезд может уйти больше денег. Тем более что уже в пятницу РЭК рассмотрит вопрос о повышении стоимости билетов в общественном транспорте. Не исключено, что цена проезда вырастет до 29 рублей.
Недовольны готовящейся реформой и частные транспортные предприятия, большинство из которых 30 декабря получили уведомления о том, что их маршруты с 1 июля будут закрыты.
«Под раздачу попали абсолютно все. Конкурсной документации на новые маршруты пока нет, но уже известны требования к автобусам. И выполнить их есть возможность далеко не у всех компаний. Например, автобусы малого класса, типа Ford или Fiat, которые сейчас эксплуатируют многие перевозчики, в новой схеме просто не предусмотрены. На 11 новых маршрутах требуются автобусы большого класса, на 33 – среднего», - рассказал агентству ЕАН юрист компании «Ю-Ви-Эй-Транс» Алексей Тамаров.
По мнению эксперта, достаточно сложно просчитать и экономический эффект от перехода на новые, более короткие маршруты. «Например, на маршрут №47 «Станция Южная – ЖК «Светлый» нужно будет 13 автобусов, из них три – низкопольных. Один новый, самый недорогой низкопольный автобус с пандусом стоит 5 миллионов рублей, подержанный – 3 миллиона. При этом курсировать они будут по улицам Фучика, Шварца, Родонитовой, то есть в рамках одного района – Ботаники. Пока невозможно просчитать экономическую прибыль от выхода на такой маршрут», - говорит Алексей Тамаров. Не исключено, что из экономии многие горожане будут больше ходить пешком по району или выберут другие варианты проезда, и затраты транспортников просто не окупятся.
Скорее всего, схема участия в конкурсе на новые маршруты будет аналогична той, что использовалась в 2012-2013 годах. Тогда на торги перевозчики заявлялись с договорами поставки, а не с «живыми» автобусами. То есть компания покупала транспорт только после того, как выигрывала конкурс. Возникает вопрос: если аукцион будет проведет весной, то успеют ли частники купить и привезти в город автобусы к 1 июля? Если нет, то в городе может попросту наступить транспортный коллапс.
«С одной стороны, горадминистрацией принято постановление №2817, согласно которому до момента подведения итогов конкурса на маршрутах будут работать прежние перевозчики. Но с другой стороны, 30 декабря мы получили уведомления, что с 1 июля больше не работаем. Возникает противоречие, и как будет в действительности, сказать сложно», - отмечает Алексей Тамаров.
Директор компании «Пегас», которая сейчас обслуживает маршруты №№024 и 077, Алексей Свешников также не может с уверенностью говорить о будущем.
«У нас закрывают оба маршрута. Конкурсной документации пока нет. При этом в маршрутную сеть постоянно вносятся изменения. А ведь чтобы участвовать в конкурсе, надо заранее понимать, что от нас хотят, какую технику покупать, сколько. Пока ничего непонятно. Мы можем просто не успеть подготовиться к 1 июля», - заявил он.
Алексей Свешников отмечает, что договор на маршрут №077 был заключен на 5 лет и должен был действовать до конца 2017 года. «В итоге получается, что контракт расторгают досрочно, а автобусы, которые мы эксплуатируем на этом маршруте, у нас до сих пор находятся в лизинге. Нам придется, видимо, обращаться в суд с требованием обязать мэрию компенсировать убытки», - отмечает руководитель предприятия.
Директор компаний «Декар» и «Декар-Бас» Сергей Ельцов придерживается той же позиции. «У нас на два предприятия – четыре маршрута, и все они стоят в списке на отмену. Многие автобусы еще в лизинге, и, скорее всего, придется тоже подавать в суд. Пока мы не приняли окончательное решение, будем смотреть по ситуации», - сказал собеседник агентства.
Он отметил, что «Декар» и «Декар-Бас» не будут участвовать в конкурсе на маршруты, где нужны большие автобусы. «Нам просто не потянуть такие затраты, это очень дорого. Если наш транспорт не будет соответствовать требованиям конкурса, придется прекращать деятельность.
Самое страшное в этом – сокращение людей. В автобусном парке наших предприятий 60 единиц транспорта. Если мы ничего не выиграем, без работы останутся около 110 водителей и 150 кондукторов. Если же смотреть в целом по городским предприятиям, чьи маршруты отменяют, то без работы могут остаться около 4000 человек», - говорит Сергей Ельцов.
Чем закончится переход на новую транспортную схему, покажет время. Агентство ЕАН продолжит следить за развитием событий.
Мария Трускова, Европейско-Азиатские Новости.