В екатеринбургском Доме кино состоялся премьерный показ картины «Время первых». Как и всегда в случае с фильмами с госучастием, вокруг картины развернулся небывалый ажиотаж. Космонавт Алексей Леонов – человек, первым вышедший в открытый космос, и сыгравший его известный и любимый многими Евгений Миронов побывали в студии Ивана Урганта, а в кинотеатры ломятся толпы зрителей. Мы же скажем несколько слов не о кассовых потенциалах и лояльности критики, а о профессиональной и патриотико-драматической составляющей «Времени первых».
Спойлерить не станем, а выскажемся относительно самой сути кино: зрелищности, проработке героев и, конечно же, – смысловой составляющей. Потому, что, к сожалению, участилось в последнее время стремление выпускать побольше благодушных и благозвучных картин о нашем «славном» прошлом. Будь то фильмы о временах кровавого царя Ивана Грозного или удивительные по своей немудреной простоте и способности переврать реальные исторические факты блокбастеры наподобие «Викинга». Потому что все в этом кино – от его названия, приведенных фактов и событий – мало соответствует действительности и не погружает зрителя в эпоху второй половины X века.
Чего не скажешь о фильме Евгения Миронова и Тимура Бекмамбетова. Куда же без последнего, когда речь заходит о русском кино с претензией? И, кстати, продюсер ожидания зрителей чаще всего оправдывает – вспомним его нетленные «Дозоры» с подробно прорисованным Тамерланом и его воинством со всех их скарбом – конями, саблями да халатами. Здесь же заметим, что премьерная площадка в Екатеринбурге, любимый многими горожанами Дом кино, постарался соответствовать мэтрам. Организовал «космическую» выставку и пригласил командира 195-го полка Владимира Шаркова, который занимался поиском и спасением космонавтов.
«Время первых» убедительно погружает зрителя не просто в атмосферу 60-х годов прошлого века, а конкретно в эпоху летно-космической эры, в которую тогда жил СССР. В центре сюжета – подготовка к запуску советского пилотируемого космического корабля серии «Восход», запущенного в марте 1965 года с космодрома Байконур. Он провел в космосе 26 часов 2 минуты, а один из членов его экипажа Алексей Леонов первым в мире вышел из кабины корабля в открытый космос.
В фильме удалось аутентично показать многие вещи. Конечно, с поправкой на художественность, экшн и современные технологии, которые не всегда точно передают исторические реалии. Зато позволяют показать зрителю авиационную и космическую технику в действии – от истребителя МиГ-15 до пилотируемого космического корабля «Восход-2», на котором герои картины отправились покорять космическое пространство. А заодно решать сразу несколько других задач: выполнять любой ценой волю партии, реализовать естественную для человека первооткрывательскую потребность и добиваться персонально поставленной перед собой лично задачи.
Приблизительно такие мотивы движут героями фильма – Алексеем Леоновым (исполняет Евгений Миронов) и Павлом Беляевым, которого сыграл любимый народом Константин Хабенский. Две противоположности, которых судьба не просто свела, а поместила внутрь крохотной капсулы, оказавшейся в результате на высоте 500 километров от Земли. Вдумайтесь в это – такая высота, одни и самые первые. Никто раньше этого не делал до них. Да еще выйти в открытый космос. А что там? А если оттуда не вернешься? А ведь еще велик риск, что тебя бросят в безвоздушном пространстве свои же. Ради грандиозного достижения страны, ради первенства СССР по отношению к противнику США. И Миронов с Хабенским смогли правдоподобно показать всю гамму чувств, которые были пережиты этими людьми.
Отдельно хочется сказать о блистательном Владимире Ильине, нашем земляке-свердловчанине, которого зритель знает по множеству картин – от «Менял» до «Утомленных солнцем» и «Турецкого гамбита». Теперь Ильин сыграл главного конструктора Сергея Королева. И как это сделал! Не влюбиться в него невозможно. Он смог показать руководителя, который отвечает за грандиозную секретную программу.
Они там – Беляев с Леоновым, на высоте 500 километров, а он тут – на Земле, до последнего бьется за них с всесильным коммунистическим режимом. Чтобы их не бросили. Чтобы даже не помогли, а хотя бы просто разрешили вернуться домой. В ручном режиме.
Два маленьких в сравнении со Вселенной человека оказались на космической орбите с огромным риском никогда не вернуться, оставшись там болтаться навсегда, только благодаря тому, что он, Королев, умеет делать ракеты. Которые нужны СССР. И поэтому ему генсек Брежнев говорит – «Иди поспи, ты у нас незаменимый». И глядя на Ильина-Королева, ты понимаешь, насколько это классно и одновременно тяжело быть таким вот незаменимым. Потому что он положил для достижения этого всего себя целиком. Вот почему его уже не пугают сердечные приступы, а недосып для него – обычное дело.
Конечно, в фильме есть неточности и ляпы – без них не обходится никакое кино. Например, белые киношные ботинки космонавтов не похожи на оригинальные без шнурков, а при виде современной мягкой китайской подошвы хочется смеяться. Но это мелочи.
Главное, авторы показали особенности характеров людей того времени. Их целеустремленность, чистоту их помыслов, веру в прогресс, науку и человеческие возможности, в семью и, наконец, в себя. «Время первых» - это фильм о том, что человеку «все доброе» по плечу. Можно порадоваться, что получилось это без натужной искренности и фальшивой патриотики. Любовь, мужская дружба, интересная техника, драматический сюжет и человеческие эмоции – в этом фильме есть все. Неплохи и детали – летная форма, советский быт, манера одеваться и говорить. Ну и, конечно, трехмерная графика, с помощью которой показаны в действии различные авиационные и космические механизмы.
А еще – думать. Думать, как советский человек. Осознавая, что ты живешь в стране, которая ради своих высоких целей и политической конкуренции может возвести тебя на пьедестал. Либо живым бросить в космосе. Наградив званием Героя Советского Союза посмертно. Так в этом фильме думают все – Королев, Леонов, Беляев, генсек Брежнев и генерал Каманин. Примерно так же эти люди думали и в реальной жизни. Этим картина весьма правдива.
Как ни странно, в ней есть даже актуальная политика. Просматривая «Время первых», ты с сожалением замечаешь, что живешь далеко не во время великих открытий, а из настроя твоей страны, нашего общества, многих из нас давно выветрилась настоящая объединяющая идея. Тяга к свершениям и научным достижениям, покорению Вселенной. Как это было в переломные эпохи – Возрождения или периода научно-технических революций. Все сменили какие-то невнятные скрепы. Которыми выступают, к сожалению, не передовые разработки и достижения, не порядочность, любовь и дружба, а совсем другие вещи.
Александр Родионов.