Девятнадцатого мая 2016 года в свердловской политике произошло поистине эпохальное событие – губернатор Евгений Куйвашев назначил главой своей администрации вице-мэра Екатеринбурга Владимира Тунгусова, своего основного оппонента.
Новость о сенсационном кадровом решении осторожно начали обсуждать в пятницу, 13 мая, но, видимо, из-за предрассудков в паблик она вышла лишь в среду, 18 мая. Официально о переменах заявили 19 мая 2016 года.
Считается, что шокировавшая всех комбинация была придумана администрацией президента, обеспокоенной дестабилизацией социально-политической ситуации из-за конфликта элит в ключевом регионе накануне большого избирательного цикла. Надежды чиновников АП оправдались: «Единая Россия» показала блестящие результаты на выборах в Заксо и Госдуму, а Свердловскую область теперь ставят в пример губернаторам, которые не могут обеспечить внутриэлитную консолидацию в своих территориях.
Год Тунгусова в Желтом доме – это установление контроля над департаментом информации резиденции и ее медиахолдингом, коренная ломка системы областной власти с отказом от поста премьера и введением должностей вице-губернаторов, победа партии власти на сентябрьских выборах в Госдуму и областное Законодательное собрание и постоянная работа над возвращением мэрии Екатеринбурга контроля над святая святых – строительством и землей областного центра.
Главный вопрос, на который ни у кого пока нет ответа, – как долго простоит сложившаяся год назад архитектура власти и сохранится ли необходимость в ней после выборов президента. Инсайдеры говорят о двух вариантах: либо после марта 2018 года Куйвашев и Тунгусов «расходятся» и регион вновь живет и работает в режиме двух административно-политических центров, либо система устоит и 57-летний Владимир Тунгусов спокойно доработает в нынешнем статусе до пенсии.
Более подробные итоги первого года работы теперь уже бывшего «серого кардинала» мэрии в региональной власти – в комментариях политологов и политтехнологов.
Александр Пирогов
Политическая жизнь серьезно изменилась, прекратилась многолетняя затяжная война между городом и областью, это самое большое достижение. Исчезла должность председателя правительства.
Об эффективности реформы, наверное, рано говорить – все-таки прошло еще немного времени. Но то, что Владимир Георгиевич закрепился в области и стал первым вице-губернатором, говорит о том, что он хорошо выполняет свою работу и, видимо, в нем уже не видят в нем какой-то угрозы, как это было раньше. В прошлом году он выиграл выборы в Заксобрание (единороссы получили 36 мандатов из 50, - прим. ЕАН), теперь ему предстоит привести к победе ио главы региона.
Анатолий Гагарин
Политическая система стабилизировалась. Этот фактор ведет и к стабилизации экономики и социального самочувствия региона – хоть и небыстро в силу инерционности некоторых процессов. Уже заметно, что инвесторы охотнее идут в область и закрепляются здесь гораздо охотнее, потому что любое выяснение отношений в политике отпугивает людей. Сейчас же в муниципалитетах почти отсутствует протестная активность. Есть, конечно, исключения в виде отдельных персон, которые привыкли получать дивиденды и бонусы от разжигания недовольства, но вряд ли они сегодня получают что-то, кроме информационных поводов.
Реализация крупных драйвовых проектов тоже возможна только тогда, когда есть политический альянс между элитами – в данном случае между регионом и Екатеринбургом. Например, Большой Екатеринбург возможно построить только при участии самой уральской столицы.
Сергей Мошкин
Напомню, переход Тунгусова в администрацию губернатора состоялся в рамках акции по принуждению к миру. Инициатором был не Тунгусов и не Куйвашев, а администрация президента. На тот момент цель была – купировать и снять конфликт между городом и областью, который к весне 2016 года достиг апогея, от него устали ФПГ. Задача была в стабильном, спокойном режиме провести выборы в Госдуму и Заксо. Цикл продолжается – теперь на очереди выборы губернатора, в общем, задачи не изменились.
Основные внешние итоги - конфликт ушел из публичной сферы, ликвидирован институт председателя правительства.
Михаил Коробельников
Главное, что Тунгусову удалось переформатировать отношения губернатора с городской командой, удалось прекратить эту постоянную войну. И по сути теперь Куйвашев и Тунгусов войдут в историю Среднего Урала как люди, прекратившие войну города и области. Ведь так или иначе, но худой мир лучше хорошей ссоры.