Минувший День Победы в Екатеринбурге омрачился скандалом на акции «Бессмертный полк», имевшем национальной подтекст. Организаторы возмутились, что представители местной армянской общины пришли почтить общую память героев войны с национальными флагами республики. Многие убеждены, что конфликт возник на пустом месте, но осадок, что называется, остался. Это стало поводом посмотреть поближе на людей, которые решили отстоять право на флаги своей Родины. К тому же законное право - судя по реакции президента России.
Пролог
Официальные заявления о недопустимости приносить национальные флаги на шествие «Бессмертного полка» остались больше личной позицией отдельных деятелей, нежели консолидированным мнением. Пользователи Facebook опровергли тезис отдельных единороссов, что флаги Армении приносить нельзя, фотоснимками Путина на фоне многообразия партийных флагов. Было это на акции «Бессмертного полка» в Москве. И вроде как получалось, что если президент РФ идет в колонне, то флаги нести можно, а если точно такое же шествие проходит в Екатеринбурге – то нет.
Намечавшийся конфликт то ли чудом, то ли мудростью народной не получил развития. Ситуацию разрулили в соцсетях, где мнения озвучили представители армянского общества «Ани-Армения», представители диаспоры, общественники и журналисты. На этом споры прекратились. Впрочем, в Екатеринбурге ситуация прошла по легкому сценарию. В Москве и Санкт-Петербурге были драки между армянами и азербайджанцами - и тоже на «Бессмертном полку», и тоже из-за флагов.
Тем не менее именно екатеринбургская история попала в хроники армянских СМИ.
«Как оказалось, никакого строгого регламента относительно акции «Бессмертный полк» нет и не было. Шествие - изъявление чувств, и они могут быть проявлены разными способами. Тем не менее армянской диаспоре надо более тонко и взвешенно подходить к подобным вопросам. Соответственно, и стражам правопорядка при проведении массовых интернациональных акций надо проявлять профессионализм и, зная ситуацию, разводить армянских и азербайджанских участников «Бессмертного полка», - отметила газета «Новое время».
В свою очередь, поэт Василий Овсепьян заявил, что пожалуется на организаторов акции Владимиру Путину. «Вы что вытворяете? Кто вам дал право вбивать клин в дружбу двух народов – армянского и русского?» - возмутился он.
По сути на пустом месте развернувшийся спор чуть не вырос в выяснение отношений и неоднозначные трактовки в СМИ. Что интересно, единого мнения, можно или нельзя нести флаг своей Родины наряду с фотоснимками своих геройских предков, так и не выработали.
Армянская диаспора
Но этот спор предоставил ЕАН удобный повод для подробного изучения образа жизни, мыслей, повседневной и трудовой деятельности, а главное - личных планов на дальнейшую жизнь в Свердловской области представителей ряда национальностей. УФМС по Свердловской области и экспертное сообщество выделяют в топе 5 диаспор, способных оказывать влияние на социально-экономическое положение в Свердловской области: китайскую, таджикскую, узбекскую, киргизскую и азербайджанскую.
Вы не увидели в списке представителей Республики Армения. Да. Как раз одним из самых малочисленных объединения на Среднем Урале является армянское сообщество - порядка 11,5-12 тыс. человек. Несмотря на это, начать серию публикаций о диаспорах мы решили с представителей этого умного, красивого и талантливого народа. Хотя бы потому, что они отстояли право на свои флаги в другой, не менее гостеприимной стране, чем их родная Армения.
Член армянской общины «Ани-Армения» Саркис Агаджанян:
- Пиар на акции «Бессмертный полк» неуместен. Если внимательно посмотреть мой пост в Facebook, связанный с этой ситуацией, там есть комментарий одного общественно-политического деятеля, который грамотно сказал, что на таких акциях людьми движут самые лучшие, добрые чувства. Неуместен пиар – вообще в принципе и того человека, который начал выносить все на публику.
Неуместен и пиар армянской общины. Думаю, что и без флагов на площади в рядах «Бессмертного полка» многие горожане знают, что на территории Среднего Урала существует армянская община. Мы делаем здесь настоящие благие дела, но мы не освещаем их. Очень долгое время на ОТВ идет передача «Наследники Урарту». Выходит она по субботам. Но мы там не рассказываем о том, что мы помогаем детским домам, мы выезжаем в муниципалитеты и за свой счет организовываем концерты… Мы интегрируемся в российское общество, делаем это мягко и опять же сохраняя при этом свою самобытность.
Армянская община активно помогает проекту Roomple. Недавно при нашей поддержке Roomple выпустил фильм «160». Представители 160 национальностей проживают в нашем регионе - этот фильм о них. Мы помогаем не только себе, но и другим. Знакомим местное население с культурой всех народов. Активно участвуем в общественно-политической жизни региона.
Также каждый учебный год открывается армянская воскресная школа, куда приходят не только армянские дети, но и дети других национальностей, обучаются армянской письменности, литературе, истории, танцам и песням. Наши двери открыты для каждого, кому интересна армянская культура (встречи проходят по адресу Декабристов 88, Монтажный колледж, каждое воскресенье).
- Откуда средства?
- Спонсируют армяне, которые здесь, на Урале, смогли реализоваться. Все основано на добровольных взносах, никто ничего нам не выделяет. Министерство физической культуры, спорта и молодежной политики выделяет субсидии на определенные тематики национально-культурным объединениям. Аналогичная статья расходов есть у минкульта. Насколько я знаю и помню. Других примеров не приведу.
- Сколько армян сегодня проживает на Среднем Урале? Как люди отреагировали на историю с «Бессмертным полком» в Екатеринбурге?
- У нас нет такого – мол, нужен членский билет, чтоб ты считался человеком общины. Каждый армянин здесь – это и есть община. По последним подсчетам, где-то 11,5-12 тыс. армян проживает в Свердловской области.
У людей чувство одно - неприятие. Неприятно то, что, несмотря на историю и всю жестокость любой войны, находятся деятели, которые, играя на искренних чувствах людей, пытаются использовать любой повод в этой святой акции для своих корыстных целей. Благо у нас есть своя позиция, и ее разделяют не только армяне. Мы получили огромную поддержку от жителей Свердловской области. За это огромное спасибо. Нам действительно приятно. Мы однозначно правы. и у нас есть масса доводов, доказывающих то, что мы имеем полное право брать наши флаги в руки и принимать участие в народной акции в таком формате. Взглянув на историю, мы увидим, что перед войной 1945 года, в 1915 году против армянского народа был осуществлен геноцид, и это факт. И на момент ВОВ численность населения в Армянской ССР была менее 1,5 млн человек, на фронт отправились 300 тысяч бойцов, республика находилась на грани демографического провала, но тем не менее армянский народ внес весомый вклад в победу. Один маленький и уникальный пример скажет вам о многом: село Чардахлу, которое находится на территории другой страны, в то время было населено преимущественно армянами. Это село насчитывало чуть более 1000 человек. Оно в годы ВОВ дало СССР двух маршалов (Баграмян и Бабаджанян), семь генералов и двенадцать Героев Советского Союза.
- Чем в Свердловской области занимаются армяне – на чем специализируются?
- У нас есть поэты, спортсмены, скульпторы, художники, бизнесмены. Например, скульптор Георг Геворкян. Его самые известные работы «Седой Урал» и Пушкин в Литературном квартале. У него свой специфический стиль и узнаваемый почерк.
- Насколько легко и трудно взаимодействовать армянам с коренными свердловчанами?
- Меня сюда привезли в 1994 году. Отец со старшим братом приехали сюда в 70-80-х годах. У них тут никого не было, они все начинали с нуля, рожали и воспитывали детей. Для СССР это была обычная практика. Что касается меня, то я в 90-е годы был маленьким. Пошел в школу и получил высшее образование.
- Тогда труднее было нерусским мальчикам учиться в русской школе и вузе, чем сейчас?
- Если брать школьные годы… Все зависит от общества – оно ведь меняется. Не могу сказать, что, если ты армянин – ты особенный. Ты такой же – у тебя две руки, две ноги. Мыслить как-то по-другому – ну это уже личная прерогатива и воспитание. Но тогда в школе было потяжелее, чем сейчас. Тогда можно было услышать от глупых людей слово «х...к», хотя они даже его не понимали. Да и теперь не понимают...
- Что оно значит?
- Так армян называли мусульмане. В переводе с армянского это слово значит «крест», «крестик». Нас называли так, потому что мы были православными крестоносцами. Поэтому, когда пытаются нас таким образом оскорбить, глупо выглядит сам человек, который это говорит.
Конечно, школьные годы того и нынешнего времени в отношении к армянам разнятся сильно. А вузовские, считаю, нет. Я поступил в 2008 году, закончил в 2014 году – ничего не поменялось. Хорошое отношение.
- Кому легче, а кому труднее найти работу. Едет человек сюда из Еревана или из провинции – куда ему пойти?
- Все ведут себя одинаково. Все понимают: нас мало, и мы должны помогать другу другу. Это в приоритете. Вообще в контексте этого вопроса можно говорить не только об армянах – обо всех. Сейчас ведь очень мало людей, которые сюда едут, не имея связей – родственников или друзей. Значит, они едут к кому-то, и если была договоренность – чаще всего она выполняется.
Возьмем приезжих из Средней Азии. Они обычно устраиваются на стройку. Сначала делают себе все необходимые документы, потом идут уже собственно на стройку. Ну и работают, живут.
- У представителей армянской национальности, быть может, выше амбиции, и они не хотят работать просто на стройке?
- Амбиции да – есть у всех. Амбиции равно ум. Пожалуйста. Можешь? Соответствуешь? Становись директором. Но лучше не делать такого там, где нет опыта работы, 99%, что такой деятель все провалит.
- Если представитель общины попал в беду, что делать?
- Зависит это от уровня беды. Если человек преступил закон, то пусть отвечает по всей строгости. В 2015 году была драка в одном из кафе Екатеринбурга – убил, сел.
- Если у человека смертельное заболевание – как быть тогда?
- Все на общих основаниях. Был случай, когда моему дальнему родственнику стало плохо. Его привезли в больницу в воскресенье. Врача не было на месте, его отказались принять, отправили домой. До понедельника человек не дожил.
- Что было потом – разбирались, кого-то наказали?
- Нет – мы не стали поднимать шумиху. Всякое бывает.
- Кто в диаспоре считается самым уважаемым человеком? Вот прямо – безусловный авторитет?
- Это председатель диаспоры «Ани-Армения» Масис Хачикович Назарян. Человек уважаемый. Представляет наши интересы. Это очень открытый и доступный человек – прийти к нему может каждый вне зависимости от статуса и прочего.
- На твоей памяти за последнее время какая была самая трудноразрешимая ситуация? Скажем так – не из разряда «не заплатили на стройке»...
- Человек умер. Долгое время лежал в городском морге. Но у него никого не было, а похоронить его надо. Силами общины решили вопрос. Хотя никто даже не знал, кто это. Вопросы касались финансов – заказать гроб, вырыть могилу, все остальное уже было нетрудно.
- В Екатеринбурге есть храм армянской апостольской церкви. Насколько велика его объединяющая роль для членов диаспоры?
- Очень велика. Храм- наша святыня. Мы чтим много традиций. Когда наступают праздничные или памятные дни, мы обязательно идем в церковь. По воскресеньям проходит литургия, и каждый желающий может прийти помолиться. Это место, где мы все встречаемся.
Осевшие в Свердловской области армяне трудоустроены в разных сферах. Причем это не только рестораны, небольшие заведения общепита либо же обязательно спорт, например, борьба. Некоторые спокойно работают таксистами или в штате офисных центров.
Как уверяют екатеринбуржцы, армяне - едва ли не самые вежливые водители. Это прекрасные и остроумные собеседники. Один из таких работает в «Яндекс. Такси», но просит не упоминать его имя. Выпускник Ереванского госуниверситета, по специальности преподаватель истории, среднюю школу закончил в советское время, а вуз – в постперестроечное. Приехал в Россию в 90-е годы и понял, что таксистом заработает больше, чем в Армении.
У нашего знакомого есть племянник, который живет и учится в городской школе. У парня периодически происходят конфликты на национальной почве. Как и 25 лет назад – во время первой волны миграции – русские сверстники иногда зовут его «х...к». В таких случаях дяде приходится идти к директору школы, учителям, говорить с родителями одноклассников. В общем, принимать меры, свойственные взрослым всех национальностей.
Сотрудник «Яндекс. Такси» просил его не называть, отказывался фотографироваться, но, будучи историком, озвучил свое мнение касательно «Бессмертного полка». Он напомнил, что в свое время депутат Госдумы Наталья Поклонская выходила на акцию с фотографией Николая Второго. «Как же так? Ведь это акция в память погибших на войне советских воинов. Какой же из Николая Второго может быть красноармеец?» - недоумевает таксист.
Кто есть кто
Настоятель церкви святого Иоанна Предтечи (Сурб Ованесс-Карапет) армянской апостольской церкви Аристакис:
- Статистика - вещь великая. Если взять по количеству народа, который жил в СССР, и воинов, которых дала армянская земля, – все станет понятно без лишних вопросов. Так что никто не имеет права лишить народа-победителя духовного удовольствия нести свой национальный флаг на акции «Бессмертный полк».
На этом отец Аристакис счел проблему исчерпанной. Тем более что в самый канун Дня Победы в Доме народов Урала была открыта экспозиция, посвященная вкладу армянского народа в Великую Отечественную войну. По словам председателя правления Ассоциации национально-культурных объединений Свердловской области Фаруха Мирзоева, эта выставка обновляется регулярно, и просто так получилось, что все это совпало со скандалом в Екатеринбурге. Однако экспозиция лишь подтвердила, что армяне и русские имеют общее право на Победу.
Поэтому дальше мы говорили с отцом Аристакисом о жизни членов армянской общины на Среднем Урале. По словам настоятеля, 99% проживающих в регионе армян считают себя прихожанами армянской апостольской церкви.
Как и русские – т.е. православные христиане, армяне считают себя воцерковленным народом.
«По последним исследованиям и социологическим замерам, армяне вошли в число самых верующих народов. Поэтому все себя считают «чадами» армянской церкви. По церковным праздникам у нас так людно, что я даже в прошлогоднюю Пасху сам делал фотографии прихожан – был поражен их числом».
Отец Аристакис достает смартфон и демонстрирует снимки. Видно, что людей снаружи и внутри церкви святого Иоанна Предтечи и правда очень много.
«Принять и выслушать человека - это прямое проявление служения. Люди оказались в этом городе, освободились, переехали, к кому обратиться? Тем более все знают про храм, которому уже четыре года. Так что все знают, что в Екатеринбурге действует армянская церковь. Поэтому все идут сюда - поодиночке, с семьями. Из колоний тоже идут сюда. Есть такие, у кого нет успешных родственников на Урале или знакомых бизнесменов, на помощь которых можно на первое время положиться», - говорит настоятель.
Важно, что прийти в церковь святого Иоанна Предтечи в Екатеринбурге может любой человек - вне зависимости от его национальности и вероисповедания.
«Если человек вошел в храм, он не должен отсюда уйти, не ощутив любовь», - поясняет Аристакис.
И действительно, Сурб Ованесс-Карапет привлекает людей гостеприимством и простотой внутреннего убранства. Здесь все просто, без лишней позолоты и помпы. Это традиция армянской апостольской церкви. «Все знают, что наши храмы отличаются аскетизмом. Мы храним эту традицию и намеренно пытаемся простую каменную церковь превратить в живую», - говорят здесь.
Не стоит думать, что армянская апостольская церковь готова привлекать в свое лоно всех страждущих. Ряд препятствий носят объективный характер: богослужения идут на классическом армянском языке VI-VIII веков. «Представляете вы себе русского человека, который будет учить этот древний язык? Я сомневаюсь. Думаю, это нереально и несерьезно. В армянской церкви в практике такого не было: 99,9% служителей и прихожан – это этнические армяне. Я не представляю себе такого священника - прецедентов не было. Конечно, есть люди, которые хотят войти в лоно армянской церкви. Но наша церковь очень монолитная, не каждый может в нее войти. Главным образом потому, что это будет необычно и такой человек будет явно чувствовать себя не слишком комфортно», - говорит Аристакис.
Но исключения бывают. Когда, например, есть смешанные семьи: муж армянин, жена русская. Или наоборот. «В таком случае мы человека крестим. Потому что я уверен, что не могут быть супруги разной веры», - пояснил настоятель.
На территории Свердловской области Сурб Ованесс-Карапет является единственным армянским храмом, а отец Аристакис - одним предстоятелем. Еще одну церковь сейчас строят в Перми, из действующих храмов имеется только приход в Магнитогорске.
«Надеюсь, скоро я буду не один, и мне станет легче в служении. В храм в Магнитогорске мне приходится ездить самому. Как придется. Порой приходится проехать 1,5 тыс. км. Это трудно, но я обязан это делать», - отметил собеседник ЕАН.
Отец Аристакис добавляет, что исполнительные власти всех уровней пока не ищут плотного взаимодействия с армянской апостольской церковью, в отличие от других конфессий. Но, впрочем, и совсем вниманием тоже не обделяют – ее представители являются участниками всех актуальных для общества дискуссий.
Сфера общепита – едва ли не самая распространенная форма занятости для приехавших на Урал армян. Если вы окажетесь в центре Полевского и спросите, где вкусно поесть, вас отправят «к армянам» - в неприметное кафе у ДК Северского трубного завода. Плов, лаваш и самса в этом месте - просто объедение.
Конечно, есть и другие примеры. В сфере политики или бизнеса. Порой успешные, иногда не очень. Например, упомянутый выше Сарксис Агаджанян получил хороший политический и общественный старт благодаря работе в молодежном правительстве Свердловской области. Член партии «Единая Россия» настроен на дальнейшую политическую карьеру и активную общественную работу. Причем не только с земляками, но и с коренными уральцами, с которыми хорошо сдружился со школьных и институтских времен.
Или депутат свердловского Заксобрания Армен Карапетян. Этот человек явил собой пример скорого взлета и не менее стремительного падения. Когда Карапетян избрался в региональный парламент, он практически не говорил по-русски и постоянно ходил с двумя охранниками за спиной. Чем. бесспорно, выделялся. Но вскоре депутат начал попадать в состав зарубежных правительственных делегаций, и это сильно добавило ему веса.
Но затем все закончилось. После нескольких скандалов с невыполненными дорожными контрактами (получаемые ООО «Жасмин» и ООО «Эмма», которым владеет брат депутата Рафик), мутной истории с похищением молодого человека своей дочери Карапетян попался в состоянии алкогольного опьянения в руки гаишников. Все случилось 10 декабря 2016 года - кадры потасовки и пререкания депутата с полицейскими облетели федеральные СМИ и добили его пошатнувшееся реноме.
В Армении хорошо относятся к России
Недавно из Армении вернулась сотрудница правительства Свердловской области Арина Батурина. Она решила поделиться с ЕАН впечатлениями от проведенного там отпуска.
«Многие бывали в России в советские годы и называют Екатеринбург Свердловском. Очень хорошо относятся к России и русским. Прекрасно говорят по-русски, молодежь немного похуже. Я ожидала увидеть истерзанную войной и экономическими трудностями страну. Но приехала в процветающий край с интеллигентными и дружелюбными людьми. Молодцы они просто! Помогают и друг другу, и всем приезжим стремятся помочь, очень гордятся своей страной, и им приятно, что нам там тоже нравится».
Я встречала армян из России (но не из Екатеринбурга), которые ездили туда погостить к родственникам, некоторые впервые за долгие годы, возвращались счастливыми. Но я поняла, что активно ездить все стали недавно, так как было мало рейсов и цены на них конские.
Из России сувениров не видела. А из Армении все везут прекрасное вино и фруктовую водку. Вина у них крутые, они планируют выходить на российский рынок. Сухофрукты – нереального вкуса. Лучше всего туда ехать осенью, когда море фруктов. А вообще в плане кухни все вкусно. Армяне - очень хорошие повара, в самой стране представлена не только армянская, но иранская и ливанская кухни. Иран совсем рядом, страны находятся в хороших отношениях. Традиционные вкусняшки - долма, пятьсот блюд из баранины, гранатовое вино, салат из абрикосов и говядины удалось попробовать, салат из мальвы и помидоров».
В целом живущие на Среднем Урале армяне ведут такую же жизнь, как и все остальные. Взрослое поколение имеет свои правила и порядки, тогда как молодежь меньше подвержена неким условностям. Процесс интеграции, конечно, сильно ускоряет и упрощает Интернет. Там армяне смотрят то же самое, что и другие. Это новости, фильмы, концерты, клипы, блоги. В общем, все, как у других.
Кстати, даже звезды шоу-бизнеса у русских и армян зачастую одни. Иногда они сюда приезжают, причем большинство не придает их национальной принадлежности никакого значения. А порой – и вовсе не задумывается или не догадывается о ней.
Эти люди популярны не только среди армян, но и в России, а порой - в мире. Это великий шансонье Шарль Азнавур, шоумен Гарик Мартиросян и режиссеры Эдмонд и Тигран Кеосаян. Между прочим, эстрадная певица Ирина Аллегрова тоже армянка.
Александр Родионов.