В музее автотехники УГМК появилась автолавка — ГАЗ-51. Это самый массовый советский грузовик за всю историю, сообщает пресс-служба холдинга.
С 1946 по 1975 год было выпущено 3481033 этих машин, ставших главным «мотором» народного хозяйства СССР. На базе столь массового грузовика выпускались самые различные специальные версии. С 1949 году на Горьковском заводе автобусов начали выпускать автобус малого класса ГЗА-651. С 1952 производство подобных автобусов под маркой ПАЗ-651 перекочевало на Павловский автобусный завод, а с 1958 года на Курганском автобусном заводе начал производиться КАвЗ-651. Именно на базе этих автобусов и на этих же заводах выпускалась модификация автолавки с индексом «659»: с 1954 по 1961 — на ПАЗе и с 1961 по 1968 года — на КАвЗе.
Для огромной территории Советского Союза автолавки были весьма актуальным типом транспорта. Они применялись для снабжения продовольственными и промышленными товарами жителей сельской местности, где нет стационарных магазинов. Небольшие передвижные магазины стали главными торговыми точками в районах освоения целинных земель Казахстана, Алтая и Поволжья.
Любая автолавка должна была отвечать нескольким требованиям: быть достаточно вместительной, иметь с одной стороны витрину для продажи, быть достаточно надежной и «выносливой», чтобы довезти свой товар в глухие районы по плохим проселочным дорогам, легко обслуживаться и при необходимости ремонтироваться в полевых условиях. Всем этим требованиям отвечали автолавки на шасси ГАЗ-51. Выпуск автолавок начался на Павловском автобусном заводе в середине 1950-х годов, и до 1961 года на предприятии было выпущено 5200 экземпляров ПАЗ-659. По ходу выпуска автолавок конструкцию дорабатывали, экспериментировали с размером и количеством витрин под товары, в 1957 году кардинально пересмотрели конструкцию: вслед за базовым автобусом ПАЗ-651 кузов автолавки стал цельнометаллическим (до этого его каркас был деревянным) — такая модификация получила литеру «А» в названии. Изменилось и шасси: стандартное шасси ГАЗ-51И не всегда справлялось с сельскими плохими дорогами, в итоге было разработано специальное полноприводное шасси ГАЗ-63Е. При этом индекс самой автолавки в зависимости от установленного шасси не менялся.
ПАЗ-659 — не первая специальная версия ГАЗ-51 в коллекции Музея автомобильной техники. Ранее посетители уже могли видеть ГАЗ-51 АМ-3 — автомобиль милиции для перевозки личного состава. Теперь к нему добавился труженик сельских проселков, исправно снабжавший людей всем самым необходимым 60 лет назад.
Фото: Пресс-служба УГМК