В России с каждым годом растет количество детей с эпилепсией, аутизмом, задержкой речевого развития и другими мозговыми дисфункциями. Специалисты связывают это с ухудшением экологической обстановки, влиянием гаджетов, изменением вирусо-бактериальной среды, а также — с прогрессом в диагностике заболеваний. Еще лет 10 назад не было столь современных методов исследования, и зачастую болезнь принимали за особенности характера ребенка.
Какими методами сегодня диагностируют заболевания нервной системы, можно ли при помощи диеты избавиться от эпилепсии и как помочь ребенку в переходном возрасте, — в интервью ЕАН рассказывает невролог, врач-невролог-эпилептолог «УГМК-Здоровье», кандидат медицинских наук Татьяна Томенко.
— Татьяна Рафаиловна, недавно на базе «УГМК-Здоровье» открылся «Центр эпилепсии и мозговых дисфункций» для детей. Каковы основные задачи этой структуры и какую помощь вы готовы оказать маленьким пациентам?
— Наша задача — оказать комплексную помощь детям, отследить их развитие от рождения и до 18 лет. В числе наших пациентов есть и здоровые дети, у которых в определенные периоды развития могут возникать состояния, требующие дифференцированного диагноза с рядом патологических состояний нервной системы, и дети с такими заболеваниями, как эпилепсия, аутизм, туберозный склероз.
Это достаточно сложные заболевания. Только эпилепсия имеет более 70 форм, в том числе злокачественные и доброкачественные.
В нашем центре мы решили собрать все те службы, которые могут ответить на максимум вопросов, возникающих у семьи: что за заболевание у ребенка, как с ним жить, какой прогноз. Наша задача — назначить терапию и сопровождать семью в течение всего периода реабилитации. Но для начала — обследовать ребенка по методикам международного и европейского уровня.
— То есть вы взаимодействуете со специалистами из других стран?
— Да, наши врачи регулярно проходят обучение у зарубежных специалистов. В сложных ситуациях мы всегда можем обратиться к коллегам из Европы. При необходимости мы организуем консилиумы с участием наших и зарубежных коллег при помощи телевидеоконференций.
— Вы сказали, что задача центра — оказать комплексную помощь детям. Какие еще специалисты работают вместе с неврологом?
— Невролог — это рулевой, который определяет дальнейший «маршрут» маленького пациента. Например, если у ребенка задержка речевого развития, мы подключаем к работе логопеда. Если имеет место нарушение осанки или косолапость — ортопеда. Если у ребенка генетическое заболевание, мы взаимодействуем с генетиками. Также в центре работают нейропсихолог, психолог, психиатр.
Преимущество нашей службы в том, что не требуется обивать пороги разных кабинетов и «выбивать» направления, а потом долго ждать очередь к специалистам, как это зачастую бывает в муниципальных больницах. Ведь в ряде случаев время упускать просто нельзя. Например, есть такие формы эпилепсии, которые начинаются с частых приступов судорог, и, если их вовремя не остановить, это грозит инвалидизацией и серьезной задержкой развития ребенка. У нас есть случаи, когда у ребенка случалось 80-100 приступов в день, но уже с третьей таблетки они прекращались полностью, наступало выздоровление. Главное — это не упустить время.
— Татьяна Рафаиловна, на какие поведенческие признаки должны обращать внимание родители, чтобы понять, что их ребенку нужна помощь невролога?
— В первый год жизни ребенка показывают доктору в месяц, три, шесть, девять и в год, и тогда специалист даже при отсутствии жалоб родителей может понять, есть у ребенка какая-то патология или нет.
Во всех возрастных периодах нужно обращать внимание на любые отклонения в поведении и состоянии ребенка, например, такие, как повторяющиеся движения, нарушение сна. Можно даже снять на видео эти симптомы и показать запись врачу, уже по ней специалист может сказать многое. В нашей клинике любое электроэнцефалогическое исследование мы сопровождаем видеосъемкой, которая во многом объясняет нам ту или иную симптоматику, облегчая тем самым диагностику и определение тактики терапии.
— А неуспеваемость в школе, девиантное поведение в подростковом возрасте является поводом обратиться к неврологу?
— Конечно. К нам обращаются родители, когда понимают, что их воспитательные меры бессильны, и мы начинаем разбираться в ситуации. Нужно определить: либо подростку необходимо медикаментозное вмешательство, если у него, например, синдром гиперактивности с дефицитом внимания, либо имеют место психологические проблемы, которые можно решить другим путем.
Например, ребенок не может удержать внимание, его одергивают на уроках. В таких случаях нужно выстраивать по-другому режим дня, иначе распределять нагрузку. Бывает, что школьник посещает массу секций и кружков и его мозг просто перегружен. Или же он гуманитарий, а родители отдали его углубленно изучать математику. В данных ситуациях в переходном возрасте особенно остро ребенок выражает протест, начинает отторгать учебу, возникают проблемы поведенческого характера. Тут мы подключаем к терапии и родителей. Бывает, что все проблемы можно решить, просто переведя ребенка в другую школу или отказавшись от каких-то кружков.
Однако бывает, что ребенок не усваивает информацию в школе, не может контролировать внимание из-за незрелости определенных структур головного мозга. В таких случаях необходима коррекция. В нашем центре есть как медикаментозные, так и немедикаментозные ее методики.
— То есть можно обойтись без лекарств?
— Да, в «УГМК-Здоровье» есть «Центр когнитивных технологий», где практикуются такие методики. Например, Томатис-терапия и интерактивный метроном, которые позволяют улучшить координацию, восприятие, память, внимание, а следовательно, и повысить успеваемость в школе.
Если у ребенка хороший уровень интеллекта, но имеет место дислексия или дисграфия, то есть ему трудно читать или писать, мы пытаемся помочь таким детям, и сейчас, при современных методиках, это возможно. Нейропсихолог проводит коррекционные занятия, в том числе с использованием графических, «двигательных» заданий, что позволяет существенно улучшить ситуацию.
Интересна и методика биологической обратной связи (БОС). С ее помощью ребенок учится контролировать ряд биологических параметров — частоту дыхания, сердечных сокращений, а тем самым — свои эмоции, уменьшается чувство тревоги, повышенной двигательной активности. Происходит это примерно так: ребенок видит на экране компьютера картинку, фильм или мульфильм (все зависит от возраста нашего пациента и его интересов), если в какой-то момент он начинает волноваться или активно двигаться — учащается пульс, дыхание, появляется сокращение мышц, изображение на экране искажается. Чтобы продолжить нормальный просмотр, ребенок пытается справиться со своим состоянием, нормализовать дыхание, успокоиться, и таким образом учится справляться со своим организмом. Это хорошая методика при тревогах, страхах, стрессах, головной боли, заикании и так далее.
— Я слышала, что некоторые заболевания, в том числе и эпилепсию, можно вылечить при помощи диеты. Практикуете ли такое вы?
— Действительно, в Европе уже давно известна кетогенная диета, и мы ее тоже используем. Зачастую она позволяет заменить противосудорожную терапию. Прежде чем ее назначить, мы общаемся с родителями ребенка, выясняем, как он кушает: через зонд, его кормят с ложечки или он делает это самостоятельно, какие продукты любит, сколько ест. После этого диетологи разрабатывают диету, выверяя все до десятых долей граммов. При соблюдении этой диеты, например, ребенка можно избавить от эпилептических приступов. Суть ее в преобладающем количестве жиров над углеводами и белками, в результате чего в организм поступает преимущественно не глюкоза, которой питается головной мозг, а жиры, которые распадаются на кетоновые тела. Эти кетоновые тела и обладают противосудорожным действием, кроме того, улучшаются и когнитивные процессы. С помощью этой диеты в ряде случаев возможно полностью избавиться от болезни. Контролирует правильность соблюдения диеты и ее результат — гастроэнтеролог, диетолог и эпилептолог.
Таким образом, методик лечения сейчас довольно много, и наши специалисты, действуя совместно, могут подобрать каждому ребенку ту, которая подходит именно для него.