Любые семь дней — это не только набор каких-то конкретных событий, но и определенная рефлексия, ощущения и настроения, впечатления от происходящего. На этой неделе были две темы, которые каждая по своей причине меня чем-то зацепили.
Здравствуй, Путин!
Визиты первых лиц государства для Екатеринбурга не редкость. Для города, в котором долгие годы жил и работал первый президент России Борис Ельцин, — это вообще рядовое событие. Возможно, такие мероприятия могут потрясти какую-нибудь Пензу или Йошкар-Олу, но уж точно не нас. Ну кого у нас удивишь президентом? Мы и царей видели. Не очень долго, но ведь было.
Волнение от приезда Владимира Путина — это для региональных и городских элит. Для них такие гости — реальный стресс. Любое замечание или недовольство Первого может стоить должности или погон. Или и того, и другого сразу. Есть от чего волноваться и терять разум. А чего ждут от этого события «простые люди» (ТМ)?
Ждут чего-то обманутые дольщики, которых кинули с квартирами. Пишут жалобы операторы мобильной связи, у которых есть вопросы к местным властям. Ждут горожане, которые в пятницу по колено в воде пересекали улицы в центре города после вполне невинного ливня.
Обычная российская история: мы всегда ждали сурового государя, который надерет холки местным царькам. Но в этот раз все идет по остаточной. Да, есть немногочисленные оптимисты, которые верят в чудеса. Но большинство прекрасно понимает: не изменится ничего, апеллировать бессмысленно и бесполезно. Тем более пробиться к высокому гостю — задача нереализуемая. Поэтому сверхзадача для большинства — постараться от греха подальше, как минимум не выезжать в центр, как максимум — уехать из города вообще.
Правда, вот беда, когда, по какой дороге и куда бежать — тоже неясно. Ведь программа пребывания президента засекречена: ФСО рулит. Ни одна официальная пресс-служба не сообщает, куда и когда не стоит ехать. Также непонятно, стоит ли пытаться прогуляться с детьми на Плотинке воскресным днем. Уехать или остаться — каждый решает сам для себя.
Но я оптимист. Я очень надеюсь на то, что во время визита дорогого Владимира Владимировича вновь разверзнутся хляби небесные и город «поплывет». А вместе с городом поплывет и его Mercedes. И президент спросит местное начальство: «Ребята, а у вас что тут вообще творится?!» И полетят должности и погоны. Вот тогда я скажу: «Развалинами Рейх...» — то есть: «Итогами визита удовлетворен».
Снести нельзя оставить
Недостроенная телебашня — символ города и несбывшихся мечтаний всех последних поколений жителей Свердловска и Екатеринбурга. Я помню, как ее начинали строить, как возводили и как «заморозили». Знаю ребят, которые ее штурмовали шалости ради или из спортивного интереса. Врезался в память сюжет то ли АСВ, то ли «четверки»: журналисты нашли на каком-то многодесятом этаже челюсть, похожую на человеческую, и пообещали сдать ее в полицию. Точнее, в милицию — дело давнее.
На этой неделе наконец-то стало ясно: территория вокруг долгостроя будет благоустроена и застроена общественно полезными объектами. Многолетнее позорище в центре города, полупустырь-полусвалку ликвидируют.
Остался один, но главный вопрос: что делать с собственно башней? Совершенно очевидно, что бетонный уродец не украшает город. И его надо сносить. Так скажут одни и будут правы. Это наша история, наша память, не вы строили — не вам и ломать, ответят другие — и тоже будут правы. Кстати, на стороне последних и специалисты-строители: башню возводили в те славные времена, когда строили на совесть, попробуй ее снеси! Это не какой-нибудь Академический, который можно разобрать, как конструктор, за месяц силами пары стройбатов.
На этой теме можно было бы опробовать механизм организации городских референдумов. Я не силен в юридической казуистике, возможно, это правильнее назвать опросом. Что-то подобное уже было, когда решался вопрос о переименовании улицы Толмачева в Царскую. Но если отрешиться от деталей, что-то мне подсказывает: явка была бы достойной. Политтехнологам и чиновникам на заметку: попробуйте устроить это в будущем году, совместив с выборами президента. Екатеринбург отличится блестящей явкой, а вы сможете браво отчитаться перед Москвой о небывалом интересе уральцев к голосованию по выборам главы государства. Там оценят.
Но, увы, администрация президента не приветствует совмещение голосования за президента с местечковыми темами. А значит, запятую во фразе «снести нельзя оставить» в нужном месте каждый горожанин поставит сам, исходя из своих представлений о прекрасном и понимания того, что есть история города и его лицо.