РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 3 августа 2017 в 10:12
Автор ЕАНовостиЕАНовости

Дмитрий Путинцев: «Специфика СК на транспорте – мы все время в движении, все время в дороге»

© Https: / / eanews.ru /
Руководитель Уральского следственного управления на транспорте Следственного комитета России, генерал-майор юстиции Дмитрий Путинцев – о самых резонансных катастрофах и разгильдяях, из-за которых они происходят.
- Расскажите о специфике Следственного комитета как отдельной структуры и об Уральском следственном управлении на транспорте как специализированном органе.
День сотрудника органов следствия Российской Федерацииотмечается начиная с 2014 года, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2013 г. № 741 «О дне сотрудника органов следствия Российской Федерации»
- В 2013 году постановлением правительства Российской Федерации учреждена новая памятная дата - День сотрудников следственных органов Российской Федерации . Пользуясь случаем, я хочу поздравить всех коллег с этим праздником. Тем более у нас в этом году несколько важных событий, 7 сентября будет 10 лет, как появился Следственный комитет. На мой взгляд, 10 лет – это знаменательная дата. Я с первых дней в Следственном комитете, со дня его основания как отдельной структуры. Как 7 сентября для себя решение принял, что посвящу себя службе в Следственном комитете, так и пошел в неизвестное. До этого я занимал должность прокурора Верх-Исетского района города Екатеринбурга.
- Почему вы из прокуратуры пошли в Следственный комитет?
- В то время в прокуратуре было свое следствие. И мне следствие всегда было ближе. Прокуратура без следствия – это прежде всего надзорный орган. Каждый для себя определялся, кому что ближе.
У меня 20 лет прокурорского стажа, и уже 10 лет в Следственном комитете. Ну что мы про меня, давайте про Следственный комитет. У нас ведь про Следственный комитет интервью (смеется).
Александр Иванович Бастыкинсоветский и российский правовед, общественный и государственный деятель. Доктор юридических наук (1987), профессор (1990). Заслуженный юрист Российской Федерации. Председатель Следственного комитета Российской Федерации, генерал юстиции Российской Федерации (20 февраля 2016 года)
Мы являемся специализированным следственным органом, но, несмотря на это, председатель СКР (Бастрыкин А.И ., - прим. ЕАН) ориентирует нас прежде всего на защиту конституционных прав граждан. Основной принцип уголовного права и основная позиция – это неотвратимость наказания за совершенное преступление. Если говорить простым языком: если человек совершил что-то противоправное, мы в любом случае раскроем, разберемся и виновный понесет заслуженное наказание. Мы на этом стоим и много-много лет работаем, чтобы этого добиваться. У нас очень профессиональный коллектив. Все задачи, которые перед нами стоят, мы готовы выполнять на очень высоком уровне. По итогам 2016 года мы заняли 1 место в рейтинге специализированных управлений по своей специфике (внутренние ведомственные рейтинги по основным критериям и показателям работы, – прим. ЕАН). У нас высококлассные криминалисты, очень хорошая криминалистическая техника. В качестве примера: мы можем снять информацию с телефона, даже если вы ее полностью уничтожите. У нас есть гидролокаторы, есть приборы, которые позволяют найти закопанное тело на глубине 3-4 м. Есть атипичная техника: болотоходы, мотовездеходы, снегоходы, которые позволяют нам добраться до железнодорожных сходов, мест смертельных железнодорожных травмирований в труднодоступных местах. В данный момент у нас есть даже коптеры, и криминалисты проходят обучение, чтобы получить пилотские удостоверения.
УК РФ, Статья 263Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, за исключением случаев, предусмотренных статьей 271.1 настоящего Кодекса, а равно отказ указанного лица от исполнения своих трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба
Кроме всего прочего, как специализированный орган мы занимаемся расследованиями в области водного, воздушного и железнодорожного транспорта. Здесь мы добиваемся определенных результатов. У нас достаточно много уголовных дел в этой сфере, расследуем различные дела, но основные статьи – это статьи 263 и 238 УК РФ .
Ространснадзорфедеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Министерства транспорта Российской Федерации
Существенные правонарушения, с которыми мы боремся, - это незаконное получение компаниями-перевозчиками удостоверений для своих сотрудников, которые задействованы в перевозке, погрузке-выгрузке особо опасных грузов. Мы эти факты выявляем и даем юридическую оценку действиям всех причастных к этому лиц. Вопросы надзора в сфере безопасности на объектах транспорта относятся к компетенции Ространснадзора . С данной организацией мы также взаимодействуем, т.к. она решает вопросы железнодорожной безопасности. Например, в настоящее время в производстве находится уголовное дело в отношении руководителя одного из предприятий, который, по нашей версии, достоверно знал, что его работники не проходят реальное обучение. Обучение предусматривает выезды, командировки, определенное количество часов практики. А у него никто никуда не ездит, все как работали, так и работают. Один получает незаработанные деньги, другой – выдает удостоверения государственного образца, третий – покупает услуги, понимая, что сотрудники не имеют необходимой квалификации.
Надо понимать, что наша железная дорога перевозит много особо опасных грузов: кислоты, нефтепродукты, горюче-смазочные материалы. Поэтому расследование подобных уголовных дел занимает особое место. Сразу на ум приходит одно из уголовных дел по факту выброса в Челябинске. Вагон с аммиаком для соединения накатом столкнули с горки, и от столкновения с другим вагоном ящики с емкостями, наполненными амиаком, разбились, аммиак разлился и начал дымить. В результате выброса был нанесен вред здоровью жителям нескольких районов Челябинска. Потребовалось привлечение средств массовой информации для поиска и определения всех пострадавших в результате этой аварии.
Поскольку мы специализированный следственный орган Следственного комитета, наши следователи разбираются во всех технических нюансах эксплуатации транспорта, в том числе связанных, как я вам привел пример, и с транспортировкой грузов различных классов опасности.
Также мы расследуем уголовные дела по некачественному ремонту на железной дороге. Например, когда нарушается технология ремонта железнодорожного полотна. У нас в производстве был ряд таких уголовных дел в Нижнем Тагиле по фактам несоблюдения технологии при проведении ремонтных работ железнодорожного пути, в результате которых происходил сход железнодорожных составов. Как правило, мы устанавливаем виновность и тех, кто некачественно изготовил детали в нарушение технологии, и тех, кто принял эти работы, не проверив их качество. Есть специальные устройства, которые должны быть использованы при приемке работ. В управлении в производстве находится уголовное дело о служебном подлоге. В нем обвиняются должностные лица, которые при подписании актов выполненных работ даже не выходят и не смотрят на качество произведенных работ. Мастер доложил, что все в порядке, должностное лицо не глядя подписало. Ежегодно мы возбуждаем ряд подобных дел.
- С кем в своей работе взаимодействует ваше управление?
- В первую очередь – это прокуратура, осуществляющая надзор за следствием. Органы внутренних дел и Федеральная служба безопасности – выявляют нарушения, предоставляют нам материалы, а потом осуществляют оперативно-розыскные мероприятия. Например, в начале этого года в ХМАО совершено убийство с использованием огнестрельного оружия с особой жестокостью на железной дороге. Мы раскрыли преступление в течение дежурных суток благодаря совместной работе с органами внутренних дел. К нашей компетенции относится и общеуголовная преступность на объектах транспорта (вокзалы, аэропорты, поезда, самолеты, пароходы).
Специфика такова: в поезде Новый Уренгой – Бишкек, перевозившем вахтовиков, гражданин Киргизии причинил тяжкие телесные повреждения гражданину Узбекистана. Поездная бригада – граждане Казахстана. Поезд находится в пути и в течение суток покинет пределы страны. Виновник где-то в поезде. Наши следователи подсаживались в поезд в северных территориях, собирали доказательства, выявляли виновных, и где-то в районе Оренбурга преступление было раскрыто, виновные сняты с поезда и арестованы.
- Управление отвечает за все уральские регионы. Какова специфика дорожных происшествий в каждом из них? Есть ли какая-то статистика, выводы?
- Да, у нас действительно большой разброс территории. Удаленность между нашим северным отделом на транспорте, который дислоцируется в Новом Уренгое, и южным, который дислоцируется в Оренбурге, три с небольшим тысячи километров. Всего у нас 14 городов дислокации, 10 отделов, которые расположены в 8 субъектах. Под наши контролем две железные дороги – Южно-Уральская и Свердловская. Это сотни поездов, которые курсируют ежесуточно.
Управление СК на транспорте по Свердловской области насчитывает 14 городов дислокации, 10 отделов, которые расположены в 8 субъектах.
А специфика следующая:
Если мы говорим о северной территории (ЯНАО, ХМАО), то основные происшествия там происходят на водном и воздушном транспорте. До 85% вертолетного парка страны находится на этих территориях. Обусловлено это тем, что железная дорога не слишком развита. Все перевозки идут по северному завозу – по рекам Обь, Кама, Иртыш. В связи с этим происшествия на транспорте – это затопление, столкновение судов, когда суда садятся на мель.
Если говорить про южную территорию (Челябинск, Оренбург) – здесь в основном происшествия на железнодорожном транспорте. Например, Миасс и Златоуст расположены в горной местности, там происходят обрушения скалы, приводящих к сходу составов.
На юге (Оренбург) много авиационных событий, связанных в том числе с использованием воздушного транспорта в сельском хозяйстве.
В Свердловской области всего понемногу, но меньше происшествий на водном транспорте, т.к. у нас нет водных артерий и, следовательно, перевозок на водном транспорте.
- Несмотря на отсутствие больших водных артерий в Свердловской области, есть ли проблема частных перевозок, прогулочного водного транспорта, который используется на небольших водоемах и реках?
- По Свердловской области в этом году таких дел не было, а в Перми на данный момент возбуждено два уголовныхдела об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей. Если коротко – перевозка пассажиров на теплоходах по Чусовой в нарушение установленных правил судоходства. ГИМС (государственная инспекция маломерных судов, – прим. ЕАН) и полиция выявляют такие нарушения, мы даем им правовую оценку.
- Какие правила при оказании подобных услуг нарушаются чаще всего?
- Не проводится инструктаж, нет индивидуальных средств спасения, нет средств пожаротушения, перегруз на судне и т.п. В прошлом году на озере Тургояк перевозчик вместо восьми посадил в лодку семнадцать человек, лодка перевернулась, один человек не смог выплыть и утонул. В Нижнем Тагиле обвиняемый приобрел железный понтон, построенный для перевозки крупногабаритных грузов, переоборудовал его для катания в Нижнетагильском пруду и оказывал услуги жителям города. Это уголовное дело уже прошло первую инстанцию.
- Отвечает ли управление за проверки в отношении организаций, занимающихся экстремальными видами спорта, такими, как полеты на дельтапланах, воздушных шарах?
- Да, мы проводим подобные проверки. Граждане используют самодельные дельтапланы, паролеты, парапланы для оказания развлекательных услуг.
- Правильно я понимаю, что их не нужно регистрировать?
- У нас все пилотские удостоверения выдаются Росавиацией, но частным лицам они выдаются для индивидуального использования – летай сам. Перевозить пассажиров имеет право пилот с коммерческим удостоверением. У нас есть в производстве ряд таких уголовных дел, возбужденных по факту оказания услуг гражданам по организации полетов на самодельных летательных аппаратах.
- Можно сказать, что таких инцидентов, связанных с частными, развлекательными перевозками стало больше?
- На протяжении этих девяти лет - на одном уровне, а в этом году наблюдается даже снижение. Т.е. роста нет. Мы стараемся сообщать людям посредством СМИ, что подобные услуги опасны для жизни и здоровья. Как правило, у таких организаций нет никаких гарантий и документов, только красивые призывы получить адреналин.
- Какие документы должен запросить потребитель, если он хочет прыгнуть с парашютом?
- Я бы рекомендовал прыгать с парашютом только через ДОСААФ.
- Если удостоверения выдаются пилотам определенными организациями, значит, можно вести профилактику на уровне конкретных людей. С кем вы взаимодействуете по этому вопросу?
- Мы работаем с Росавиацией. Жесткий контроль пилоты проходят в первую очередь при приеме в авиакомпании, которые занимаются гражданскими перевозками. Кроме авиакомпаний, которые на слуху, это еще и транспортные компании. Росавиация при трудоустройстве проверяет законность выдачи пилотских удостоверений. Если есть сомнения, подключаемся мы (Следственный комитет, – прим. ЕАН). Часто встречаются случаи поддельных удостоверений. Например, документ выдан на другую фамилию или человек не проходил обучение.
- Можно ли сказать, что за прошедшие 10 лет парк частных самолетов стал больше?
Федеральное агентство воздушного транспорта (сокращенное наименование — ФАВТ, также носит название Росавиацияфедеральный орган исполнительной власти, находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации. Формально Росавиация является вновь образованным органом, однако фактически создана на основе ранее существовавших структурных подразделений Минтранса России и специализированных федеральных органов исполнительной власти, осуществлявших государственное управление в сфере воздушного транспорта
- У нас нет таких данных. Этим занимаются свои контрольные и надзорные органы в области авиации. Росавиация , прокурор на транспорте и др.
- Несмотря на множество несчастных случаев на ж/д, опасных, незащищенных участков на путях пока еще много. Работаете ли вы как-то по этой теме? Обращаетесь к дорожникам, муниципалитетам, проводите ли проверки?
- Есть станция «Первомайская» в Екатеринбурге, на этом отрезке железной дороги, пока не появились заградительные щиты, люди гибли регулярно. Нашими усилиями и усилиями прокуратуры РЖД обязали их установить. За 5 прошедших лет на этом перегоне не зафиксировано ни одного случая смертельного железнодорожного травмирования. Точно такой же ситуацией сейчас мы занимаемся в Перми. Например, организован безопасный проход от завода до станции, но он длиннее, и заводчане переходят там, где им удобно. Мы сейчас добиваемся установки на этой станции ограждения. Есть случаи нахождения несовершеннолетних на крупных железнодорожных узлах, потому что там также нет защитных ограждений. У нас во всех регионах есть соглашение, в т.ч. с уполномоченными по правам несовершеннолетних. Мы передаем информацию им, обращаемся в опеку, ставим на вид главам районов и губернаторам, для того чтобы принимались конкретные меры по предотвращению подобных случаев. К сожалению, сводки пестрят сообщениями о нахождении несовершеннолетних на объектах транспорта без присмотра взрослых.
- Кроме Перми, где еще есть подобные опасные участки, на которых вы добиваетесь постановки защитных заграждений?
- Каждый год мы проводим анализ и выявляем перегоны, где фиксируется больше всего происшествий. Далее мы направляем информационные письма прокурору и начальнику дороги.
По нашей инициативе проводятся координационные совещания глав регионов. Выносятся постановления с планом профилактики этих происшествий. В целом можно сказать, что в Пермском крае и Свердловской области высокий уровень железнодорожного травмирования.
- Если у РЖД нет финансирования на подобные мероприятия, они будут отложены?
- У прокурора есть полномочия обязать выполнить те или иные мероприятия, он обращается с иском в суд и обязывает железную дорогу провести эти работы, несмотря на отсутствие финансирования.
- Скажите, почему в случае гибели или травмирования на железнодорожных путях по несовершеннолетним всегда возбуждается уголовное дело, а по совершеннолетним – нет?
Да, бесспорно, у происшествий с детьми особый статус. Не все следственные действия можно провести в рамках доследственной проверки, иногда требуется провести следственный эксперимент. Он проводится только в рамках возбужденного дела. Криминалисты нашего управления полностью моделируют ситуацию происшествия: закрывается железная дорога (т.н. "окно"), выставляются статисты, тот же самый тепловоз разгоняется до той же скорости. Нам важно расследовать, мог ли машинист предотвратить столкновение или нет.
- То есть дела по детям всегда на особом контроле и требуют проведения следственных экспериментов?
- Безусловно. Однако следственный эксперимент проводится и по другим случаям. Например, ко мне обратилась на приеме мать погибшего, по ее обращению был проведен следственный эксперимент, в результате которого мы установили вину помощника машиниста.
- Предлагаю обсудить последний случай с самолетом «Уральских авиалиний», когда он выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. Занимаетесь ли вы такими случаями?
- Статья 263 УК РФ подразумевает наступление последствий: смерть или другие тяжкие последствия. Если их нет, то случай рассматривается в другой плоскости. Есть контрольные органы, которые дают свою оценку: Росавиация, прокуратура. Они проводят свои проверки.
Но моя личная позиция следующая: если в сложных условиях пилоты, используя все свое мастерство, смогли посадить самолет и не допустить жертв среди пассажиров, то в этом случае надо быть благодарными пилотам. В этих случаях нет виноватых, здесь, наоборот, есть высокий профессионализм пилотов.
- Какое происшествие за 10 лет работы запомнилось вам больше всего и почему?
- Пермский Boeing, 2008 год. Самолет авиакомпании «Аэрофлот-Норд» (в данный момент не существует, – прим. ЕАН) разбился на территории Перми при посадке, 88 человек погибли.
По большому счету мы только образовались. У нас не было в достаточном количестве криминалистического оборудования. Осмотр места происшествия занял две недели. Был очень большой разброс осколков самолета – длина 5 км, ширина 1 км. Все осложнялось тем, что это была территория города и территория железной дороги. Образовалась огромная пробка из поездов.
Наша задача была не только четко и качественно отработать, но и как можно быстрее убрать самолет с железной дороги. Если мне не изменяет память, то в осмотре места происшествия участвовали только 150 следователей-дознавателей из различных ведомств. Это дело долго расследовалось, решение принято.
В завершение еще раз хочу поздравить коллег с прошедшим праздником.
almaceramica