Агентство ЕАН продолжает спецпроект в преддверии выборов губернатора. Цикл интервью с кандидатами проводит профессиональный HR-менеджер, специалист по подбору топового персонала, работающий в крупной уральской компании. Цель - попытаться оценить управленческий потенциал каждого игрока. Мы решили выделить пять компетенций, присущих хорошим руководителям, оставив за скобками такие опции, как деловая репутация, понимание экономических и политических процессов, погруженность в региональную повестку, опыт работы, и сосредоточились на том, что в HR называют «ключевыми поведенческими характеристиками». Проще говоря – аспектами личности, которые отвечают за эффективность руководителя.
Коллективными усилиями с привлечением эксперта мы пришли к выводу, что идеальный губернатор должен:
- уметь мыслить системно и стратегически;
- при этом не упускать контроль над текущей ситуацией;
- уметь мыслить нестандартно (в HR эта компетенция называется концептуализация);
- быть способным собрать хорошую команду;
- быть проактивным – постоянно расти, учиться, стремиться к большой цели, бороться за первенство.
Все эти пункты входят в классическую модель управленческих компетенций, разработанную психологом Ричардом Бояцисом, крупным исследователем в области мотивации, лидерства и управленческих способностей. Они присутствуют в «образах идеальных руководителей», эксплуатирующихся в большинстве крупных компаний.
Проверяется степень развитости перечисленных компетенций разными способами, самый простой из которых – как раз интервью и последующий анализ ответов. А видеозапись разговора мы решили показать специалисту по невербалике – жестам, мимике, интонации. Он оценит психологическое состояние кандидата и уловит в его словах ложь, если она есть. Редакционными комментариями реплики специалистов мы дополнять не будем – мы уверены, что читатель сам в состоянии сделать выводы.
Вторым участником нашего проекта стал лидер регионального отделения «Российской партии пенсионеров за справедливость» Дмитрий Сергин, четырежды избиравшийся депутатом Екатеринбургской городской думы.
О деле жизни:
«Мой главный проект – это я сам. Китайский мыслитель Лао Цзы сказал: «Кто побеждает соперника, тот силен, кто побеждает себя - тот всемогущ». Работа над собой, преодоление недостатков – это фундамент, на котором строятся все так называемые масштабные проекты в обыденном понимании.
Для меня, например, каждые выборы были большим проектом. Легких кампаний не было. Я конкурировал с Олегом Санжановым (замглавы Октябрьского района, - прим. ЕАН), с Евгением Липовичем, депутатами Заксо Анатолием Мальцевым и Александром Бухгамером. В 2009 году выиграл у Олега Хабибуллина, который в нашем округе набрал больше Чернецкого на выборах мэра.
Большим проектом я считаю и привлечение многоквартирных домов под эгиду УК «Стандарт» после вступления в силу нового Жилищного кодекса. Даю вторую ногу на отсечение – ни одна управляющая компания не шла по тому пути, который выбрал я. На 2005 год в муниципальной собственности было около 40% квартир. И УК делали как: брали в каждом доме 40% городских квартир, привлекали 10% квартир собственников – и организовывали голосование. И дома попадали в управление УК в условиях, когда 90% частных собственников ничего не знали. У нас же минимум половина дома была вовлечена в процесс. Поэтому сейчас жители не уходят от этой УК, при том, что проблемы, как и у всех, имеются.
Многие говорят о том, что в Екатеринбурге масса барьеров для инвалидов. Я не спорю с тем, что среду надо совершенствовать, но убежден, что главный барьер – в голове. Меня научил жить с инвалидностью екатеринбуржец Александр Михайлович Петухов. Он упал с лесов в стройотряде и с тех пор передвигался на коляске. Он никогда никого ни о чем не просил. Сам переделал коляску, чтобы она влезала в лифт, сам сделал пандус в подъезде, сам приколотил сидушку к лыжам и поехал в парк кататься, потому что так хотел.
Есть сборная по сидячему волейболу, где я тоже когда-то тренировался. Изначально мы занимались в школе на Уралмаше, на очень плохом паркете. Жены после тренировок доставали занозы. Кто-то стонал и говорил, что будет тренироваться, когда дадут хороший зал, дали зал – начали просить персональный транспорт. А кто хотел - тот зубы стачивал до десен, играл и побеждал с самого начала.
Есть слепой Олег Колпащиков, который и наркоманов реабилитирует, и вокруг света путешествует, и что только не делает. Это все примеры преодоления барьеров в голове».
О политическом долголетии:
«Залог любой победы - собственная убежденность в том, что это возможно, огромное желание, которое заражает всех окружающих. Если поверил ты сам - то все остальные подчинятся. Это называется синергетика. В любой победе нельзя оглядываться на оппонентов, конкурентов, врагов. Главный враг себе – это ты. И если борешься с собой – победа будет. Даже социология не всегда показатель. Ельцин когда шел на выборы в 1996, имел 3% поддержки, но появился грамотный лозунг «Голосуй или проиграешь» и уверенность в своих силах, и была победа.
Были моменты, когда опускались руки. На выборах 2013 года получили удручающие результаты социологии. Самое важное в такой ситуации - обладать собой и себя настроить. Ты лидер, ты вдохновитель, как ты воспринимаешь ситуацию – так и команда. Вот одна из моих любимых притч. Есть село, в селе живет семья, в семье – лошадка-кормилица. Лошадка пропадает – семья плачет, как теперь жить? Проходит время - возвращается лошадка с двумя жеребцами. Все рады. Вот старший сын катается на лошадке, падает и ломает ногу. Все плачут. Начинается война – все уходят на войну, а мальчик остается, помогает кормиться семье. Это к тому, что нельзя зацикливаться на негативе, никогда не знаешь, как все повернется.
Информация должна высказываться вовремя. Также с какими-то ситуациями. Если кажется, что ход дела тормозится, надо подождать. Как говорят: хочешь перенести воду в решете – дождись зимы».
О работе в команде:
«Чем различаются команда и коллектив? Это похоже на различие химической и физической реакций. При физической новое вещество не образуется. А при химической именно это и происходит. Первый случай- это коллектив, второй – команда. Второе отличие - коллектив живет в большом промежутке времени, а команда – в коротком, это проектный уровень. И здесь уже идеологическая подоплека существует в команде. Мне больше свойственна командная работа. Переход от проекта к проекту - это не текучка, не стояние у станка. Единомышленники при этом каким-то образом находятся сами. Сложно команду создать искусственно, по объявлению набрать людей. Не думаю, что в команде должна быть четкая структура, строгая иерархия. Понятно, что если ведется мой проект – то я являюсь лидером. Определять или назначать других руководителей вряд ли целесообразно. Все должно работать само по себе, гармонично. В зависимости от того, какие задачи стоят на определенном этапе, на первый план выходят определенные специалисты.
Контроль за действиями подчиненных должен быть ненавязчивым. Может быть, лучше называть его не контролем, а сверкой часов. И если человек недорабатывает, то лучше не указывать ему на это – пусть он делает выводы в процессе обсуждения.
Мне крайне тяжело увольнять людей. И это случается крайне редко – по пальцам одной руки можно пересчитать такие случаи. Если и расстаюсь с людьми, то не говорю – пиши заявление. Человек сам понимает, что не справляется, и уходит. Всегда можно расстаться мирно.
Ближайшее окружение губернатора должно быть именно командой. Большая часть управленческого аппарата может быть коллективом <…>. Я ни действующего губернатора не критиковал за действия по созданию команды (перевод чиновников из Тюменской области, - прим. ЕАН), ни предыдущего. Критиковать всегда просто. Иосифу Сталину приписывают правильные слова: критикуешь - предлагай, предлагаешь – делай, делаешь - отвечай».
О губернаторской программе:
«Есть несколько практик, реализованных в других регионах, которые нам следовало бы взять на вооружение. Во-первых, нужно привлекать больше федеральных средств. Татарстан и другие субъекты привлекают под проекты значительные деньги.
Во-вторых, нужно давать муниципалитетам больше самостоятельности и финансовых возможностей. Долю того же НДФЛ, остающегося в городах, можно поднять с 16% до 40%. Раньше 1% НДФЛ в денежном выражении равнялся миллиарду рублей, теперь – 500 млн. Потому что на данный момент местные власти не мотивированы к работе – города кормятся тем, что выделит область, ни за что не отвечают. В случае с Екатеринбургом помимо НДФЛ речь идет еще о неразграниченных землях и рекламе, право распоряжаться которыми у города забрали. И я в прошлом году вышел из «Единой России» не потому, что партия плохая и центр навязывает неправильные действия, а потому, что из-за противостояния «города» и «области» принимались вот такие решения.
В-третьих, нужно усилить социальную ориентированность расходов бюджета. Например, позаботиться о детях войны – дать льготы или назначить выплаты. Потом, в столице работает социальная карта москвича, и нам нужна подобная практика.
Раньше я нечасто ездил по области, и сейчас некоторые вещи поражают. В Артемовском, например, пришлось спасать малышку возрастом 2,5 года. Мама в тюрьме, отец был в запое, ребенка просто некому было кормить. А в Байкалово визит прошел позитивнее. Оно вообще показалось мне образцом советской культуры быта: широкие чистые улицы, бабушки накрыли стол. На одном поле работают трактора, на другом – косят клевер. Совсем другое впечатление. Но я всегда настроен на позитив и не делаю глобальных выводов о происходящем в том или ином муниципалитете. Просто пытаюсь облегчить боль конкретного человека, если ее вижу. Знаете, есть анекдот про семью военных, где муж отвечает за стратегию, а жена за тактику. Мужу задают вопрос: «Кто дрова рубит?» – «Конечно, жена». – «Кто посуду моет?» – «Конечно, жена». И так далее. Наконец его спрашивают: «А ты-то за что отвечаешь?» Он говорит: «Начать ли войну в Гондурасе – вот стратегический вопрос». Так что пока будем думать, не начать ли войну в Гондурасе, ничего не сделаем».
Резюме HR
Максим Коновалов, HR-специалист:
«Дмитрий Рифович обладает точной самооценкой – обоснованным реалистичным взглядом на себя, знает свои сильные и слабые сторонах. Но в отношении оценки других кандидат демонстрирует «позитивное отношение» - доверие к людям, убежденность в том, что все люди хорошие, действующие из лучших побуждений.
«Границы нужно расширять, планку поднимать», – говорит Дмитрий Рифович, что указывает на проактивность.
Проактивность и позитивное отношение выливаются в большую веру в способности людей. И это ключевое для Дмитрия Рифовича. Если дать людям шанс, замотивировать их, то они обязательно все сделают правильно. С таким отношением Дмитрию Рифовичу не составляет труда создать команду. В команде признает равенство и уникальность каждого участника. Не приверженец жесткой структуры, иерархии, тотального контроля.
Кандидат демонстрирует концептуальное мышление. Напомню – это способность мыслить нестандартно. Но однозначно сказать, что концептуализация – доминирующая компетенция, нельзя. Мы замечаем много заимствованных метафор, аналогий. В меньшей степени используются плоды собственных размышлений. С помощью метафор он в основном объясняет сложные вещи. Выдает информацию структурированно, делит ее на «порции». Не перегружает слушателя, следит за его реакцией. Применяет эмоциональный компонент в речи.
Преобладает внешняя референция (ориентация на других). Подвержен влиянию извне, прислушивается к советам других, свое мнение формирует, учитывая внешнюю обстановку.
Стратегическое мышление проявлено в меньшей степени. Фокусируется на локальных проблемах. Для определения тактики решения проблемы прислушивается к команде. Ресурсы, шаги, приоритеты решения проблемы также вырабатываются командой, сам кандидат занимает роль координатора».
Резюме эксперта по невербалике
Анна Щербатых, директор «Уральского бюро психотехнологий»:
«Человек вдумчивый, постоянно контролирует свои слова, и внутренний контроль не позволяет ему выражаться конкретно. Каждый раз, когда он комментирует какую-то тему, в конце дает возможность воспринять информацию с двух сторон. Например, комментируя стрессогенную тему о вероятности снятия с выборов в пользу Куйвашева, он называет несколько вариантов действий, чтобы не пришлось отвечать за свои слова в дальнейшем. С одной стороны, он говорит о том, что этого делать не собирается, с другой - дает себе возможность передумать. Эта манера может быть связана с тем, что человек в прошлом пережил травму, которая изменила его жизнь, и с тех пор фатальность присутствует в характере как некая встроенная функция. Также кандидат декларирует, что живет здесь и сейчас. Но очевидно, что он всегда рассматривает разные варианты развития событий, следовательно, смотрит в будущее, строит планы и принимает решения, обдумав и рассмотрев разные варианты. Действительно, есть люди, которые вообще не смотрят в будущее, но это точно не его история.
Во многих моментах заметно лукавство. Так, он говорит о том, что ему неинтересно, что происходит у конкурентов, но по сути приравнивает их к врагам. Но невозможно не смотреть на врагов, потому что эти люди мешают вам жить. Примерно такая же ситуация с мэрскими амбициями. Заявляет, что их нет, хотя видно, что желание занять высокий пост присутствует, но он не верит в позитивный результат».
Илья Анищенко, вице-президент Международной ассоциации профайлеров:
«Отвечая на вопрос о критике губернаторов (на видео 1:11, - прим. ЕАН), Дмитрий поступает как опытный политик и добавляет интересную фразу: «Я вам скажу». Такая фраза часто используется для избегания прямой лжи наряду с оборотами «надо сказать», «я хочу вам сказать» и т.д. Сами сравните смысл следующих высказываний: «Я вам скажу, что я не никогда не критиковал ...» и «Я никогда не критиковал...» В первом случае человек нам сообщает о том, что он нам скажет, так сказать, смещает акцент. Во втором случае он прямо сообщает, что никогда не критиковал. Затем он слегка поджимает губы и сглатывает - это говорит о том, что человек не совсем уверен в своих словах. И весь пассаж сопровождается легкими подергиваниями корпуса и левой руки, что также говорит о неуверенности.
Говоря о возможности выхода из гонки (на видео 2:44, - прим. ЕАН), Дмитрий демонстрирует опыт политика, прямо не отрицая возможности снятия своей кандидатуры. Но далее опять начинает дергаться плечо и локоть. О чем это говорит, я уже сказал.
В целом могу сказать, что Дмитрий с ловкостью профессионального политика избегает конкретных и детальных заявлений, ничего не обещает, использует коронные фразы, помогающие избегать прямой лжи. Но ему неплохо было бы поработать со своими жестами, не поджимать губы. В целом на данный момент не создается образа уверенного в своей позиции и результате кандидата».