Исполняющим обязанности ректора Уральского государственного горного университета официально назначен Алексей Душин. Сегодня, 11 августа, его представляют коллективу. О том, какие главные задачи стоят перед новой командой, как изменится руководящий состав УГГУ и сохранится ли в вузе политика и религия, Алексей Душин рассказал в интервью агентству ЕАН.
Алексей Владимирович в 2001 году окончил УГГУ по специальности «Экономика и управление на предприятии горной промышленности». Затем долгое время работал в вузе, в том числе руководил кафедрой экономики и менеджмента. Является старшим научным сотрудником Института экономики УроРАН. В последний год трудился первым заместителем директора «Технического университета УГМК. Награжден медалью Российской академии наук, премией Президиума УроРАН имени Сергеева, почетными грамотами и благодарственными письмами правительства Свердловской области, Законодательного собрания региона, главы Екатеринбурга и гордумы.
- Алексей Владимирович, когда и от кого вам поступило предложение возглавить Горный университет? Долго ли вы думали, прежде чем принять положительное решение?
- Первая информация о том, что к руководству вуза есть вопросы, появилась в конце 2016 года. И с того момента моя кандидатура так или иначе фигурировала в разговорах о смене команды. Конечно, ключевое решение принимает министр образования РФ, но кандидатов ему рекомендуют региональные власти. Меня рекомендовали, и, думаю, это связано в том числе с моей деятельностью в Горном университете, в Академии наук, участием в разработке проектов по взаимодействию образования, науки и бизнеса.
Я согласился на этот пост, так как УГГУ является моей альма-матер, мне все это близко.
- Впереди знакомство с новым коллективом. Не опасаетесь?
- Я 16 лет работал в Горном, меня знают там многие, и думаю, что мое назначение не стало сюрпризом для коллектива.
- Пока вы будете работать в должности с приставкой ио. Уже понятно, когда состоятся выборы ректора?
- По закону министерство образования и науки РФ уполномочено принимать кадровые решения по руководителям вузов и, соответственно, решения о дате проведения выборов.
- С вашим вступлением в должность изменится ли состав проректоров вуза?
- Договоры проректоров определяются сроком полномочий ректора: как только он уходит, прекращаются и полномочия проректоров. Из предыдущей команды с нами останутся два человека - это Нияз Гадым Оглы Валиев, занимавший должность первого проректора, и Сергей Георгиевич Фролов, отвечавший за учебную работу. Также к нам приходят и новые специалисты. Их имена я назову позже.
В целом состав проректоров изменится. Максимальное число проректоров для таких по масштабу вузов, как УГГУ, – 5 (согласно информации на сайте, сейчас в УГГУ 7 человек, - прим. ЕАН).
- А прежнего ректора Николая Косарева вы готовы принять в свою команду?
- Николай Петрович изъявил желание продолжить работу в университете в качестве советника. У него есть определенный вес и опыт, которые, считаю, можно использовать на пользу университета.
- История с уголовными делами, возбужденными следственным управлением по итогам проверки УГГУ, сегодня у всех на слуху. Как вы можете ее прокомментировать? Речь шла о растратах, вы уже можете как-то оценить сегодняшнее финансовое состояние вуза?
- С материалами уголовных дел меня пока не знакомили, вероятно, ознакомят позже. Что касается финансового состояния, то у меня нет информации, что у вуза какая-то колоссальная финансовая дыра. Были определенные изменения финансовых показателей: в один период года ликвидность у вуза больше, в другой - меньше, но это естественный процесс, учитывая, что год от года государственные субсидии снижаются.
Сейчас будет проводиться и аудит, и инвентаризация имущества. Смена команд всегда сопровождается такими процедурами, и я бы не связывал это с персоналиями.
- Алексей Владимирович, какую основную задачу сегодня вы ставите перед собой и своей командой?
- В первую очередь – вернуть доверие к университету как к инжиниринговому центру, хорошей кузнице кадров для промышленности. Нам важно обеспечить связь с производством, создать практико-ориентированные программы.
- Ранее вы являлись первым заместителем директора Технического университета УГМК. Может быть, теперь не только ТУ, но и Горный университет станет кузницей кадров для металлургической компании?
- Работа в Техническом университете УГМК позволила мне взглянуть на проблемы образования со стороны работодателя, а опыт, полученный там, я планирую применить и в нашем университете. УГГУ всегда был кузницей кадров для горной отрасли и мы будем развивать востребованность в наших выпускниках среди многих работодателей, представителей которых надеемся видеть в обновленном составе Наблюдательного совета, существующем пока лишь формально.
- Планируется ли внедрять в вузе какие-либо новые специальности?
- Мы продолжим делать ставки на развитие горного и геологического направлений, но при этом постараемся проанализировать изменения, происходящие в промышленности, и предложить проактивные решения для бизнеса. УГГУ – массовый вуз, у нас учится порядка 10 тыс. студентов, и потребность рынка будет обязательно учтена. К примеру, думаем освоить направление IT. Уверены, за ним будущее, и такие специалисты будут востребованы большой промышленностью.
Если говорить в целом, мы продолжим работать над сохранением качества образовательных услуг и одновременно над обеспечением экономической составляющей в развитии вуза. Например, одна из причин, по которой УГГУ интересно участвовать в программе опорных вузов, - это возможность получить дополнительное финансирование. Для вуза это существенные деньги. Наше желание – обеспечить качественную инфраструктуру в университете: у нас 5 общежитий, 4 учебных корпуса, и их содержание требует определенных затрат. Улучшение инфраструктуры – это одна из приоритетных задач на сегодня.
- Прежнего ректора вуза Николая Косарева часто упрекали за религиозные взгляды, в вузе даже работает кафедра теологии. Как к этому относитесь вы?
- Россия – это многонациональное, многоконфессиональное государство. Я уважительно отношусь ко всем вероисповеданиям, но университет, по моему мнению, – это светское учреждение, которое в первую очередь должно заниматься образованием и наукой.
Ранее один из документов определял, что вуз является университетом, если в нем есть определенное количество образовательных направлений. Если вуз концентрировался только в одной области знаний, он не мог иметь статус университета. Видимо, тогда и появилась кафедра теологии. Вопрос целесообразности сохранения этой и некоторых других кафедр будет рассматриваться с учетом трендов в образовании и потребностей работодателей.
- Также прежний ректор, являясь сопредседателем регионального отделения Общероссийского народного фронта, проводил в вузе ряд мероприятий политической направленности. Что планируете делать вы?
- Я не состою ни в какой партии и считаю, что университет – это все-таки не религиозная и не политическая организация. Мне бы хотелось, чтобы университет при тех тенденциях, которые существуют в образовании, развивался в направлении традиционных ценностей и насущных практических задач.