Сегодня памятный день для всех поклонников отечественного рока – исполнилось 27 лет со дня гибели легендарного основателя рок-группы «Кино» Виктора Цоя. Музыкант, творчество которого до сих пор оказывает влияние на мировоззрение молодежи, разбился в автокатастрофе в Тукумсе под Ригой. Корреспондент ЕАН обратился к биографии рокера и обнаружил ряд интересных фактов о пребывании «последнего героя» в Свердловске (нынешнем Екатеринбурге). О том, где проходили концерты кумира и кто преследовал Цоя в столице Урала, - читайте в нашем материале.
В мемуарах жены Цоя Марианны и воспоминаниях лидера «Чайфа» Владимира Шахрина упоминается, что Виктор приезжал в Свердловск трижды: осенью и под Новый год в 1983 году, а также в мае 1989 года во время гастролей.
Оба раза компанию Цою составлял лидер тогда уже популярной группы «Зоопарк» Майк Науменко.
В книге «Точка отсчета» Марианна о первом визите в Свердловск в 1983 году писала достаточно иронично.
«Осень была как осень. Витя дважды летал на восток играть акустику. Первый раз с Майком в Свердловск. Там оба отравились напитком под названием "Горный дубняк". Не знаю, насколько он горный, но дубняк у вернувшегося Цоя был полный», - вспоминала жена.
Гораздо больше любопытных подробностей о визите Цоя на Урал написано в газете Свердловского архитектурного института «Архитектор» (именно отсюда вышли известные группы «Наутилус Помпилиус», «Урфин Джюс» и другие). Из опубликованных там заметок Шахрина и студента Архитектурного института Михаила Уржакова следует, что зимой, по всей видимости, того же 1983 года Цой и Майк Науменко играли акустический концерт в общежитии вуза на Восточной, 20.
В ту пору суровой советской цензуры и восприятия рока как орудия западного врага для растления советской молодежи музыкантов никто нигде не ждал. И даже наоборот. Так, по свидетельствам все того же лидера «Чайфа», ленинградских звезд пытались выгнать из города сотрудники областного отдела культуры. Причина - нарушение бюрократических порядков: Цой и его друг получили разрешение исполнять композиции про путешествия от клуба туристской песни. А сами же приехали играть рок.
В результате Цою и Науменко пришлось отрываться от преследования на такси. Из-за этого они опоздали на концерт.
В общежитии Цой пел под бурные аплодисменты. Звучали знаменитые теперь «Весна» и «Лето». Сыграл рокер и свои хиты «Восьмиклассница» и «Алюминиевые огурцы». «В конце он расстегнул до конца красную рубаху и раскланялся», - вспоминает Шахрин.
После выступления уставшие Цой и Науменко завалились в УПИ на андеграундную тусовку. Там, выражаясь словами БГ, портвейн лился рекой.
Согласно очерку Михаила Уржакова «Вот такое кино», были на рок-вечеринке Вячеслав Бутусов и еще один музыкант «Чайфа» - Владимир Бегунов.
В общаге УПИ Цой стал вести себя эпатажно. «Незамедлительно после входа в квартиру и приема пары-тройки штрафных Витя Цой стал навзрыд рассказывать, что журнал "Иностранная литература" опубликовал рассказики Джона Леннона и вы все сейчас не сходя с места должны их выслушать в моём исполнении», - пишет Уржаков в мемуарах.
В третий раз Виктор Цой посетил Свердловск уже во время своего гастрольного тура 1989 года.
Из книги писателя Виталия Калгина «Звезда по имени Цой» известно, что с 13 по 15 мая того года группа «Кино» дала несколько концертов во Дворце спорта (ныне КРК «Уралец»). В то время музыкант уже не жил беззаботной жизнью, а был знаменитостью, втиснутой в рамки бешеного гастрольного графика.
Во время одного из концертов у Цоя на электрогитаре порвалась струна. Виктор начал петь песню «Легенда» под аккомпанемент акустической гитары.
«Цой вышел в своем излюбленном образе: черный прикид, задранная вверх челюсть и немногословность. Словом, настоящий герой, да еще и с черной гитарой. Герой для начала затянул такую песню: "А над городом плывут облака, закрывая небесный светш, а над городом желтый дым, городу две тысячи летш". Фирменную фишку с буквой „ш“ на этом концерте, Виктор, видимо, решил довести до полного абсурда и апогея… Вообще на концерте "Кино" звучали скорее как металлюги, чем то, что мы привыкли слушать дома из колонок. 60-минутный вал скрежета и лязга. Но посреди концерта наступила внезапная передышка. Немногословному Цою, привыкшему на концертах лишь здороваться и прощаться, на этот раз пришлось произнести в несколько раз больше слов: „У меня на гитаре порвалась струна. Сейчас ребята сбегают, ее заменят, а пока…" И он, одолжив другую гитару, спел "Легенду". Без сопровождения группы», - вспоминает поклонник «Кино» Алекс Штек.
В городе создана и живет стена Цоя. Его помнят и любят. Все, как в строчках поэта: «И внезапно в вечность вдруг превратился миг».
Павел Пивоваров.
Фото: 1723.ru, 24smi.org