Многие уральцы предпочитают ходить к врачам в возрасте, не доверяя молодым специалистам и считая их некомпетентными. Стереотип о том, что молодой значит неопытный, до сих пор живет в головах многих, и совершенно напрасно. Новый проект ЕАН «Люди в городе: молодые врачи» нацелен развенчать этот миф.
Первый наш герой - врач-уролог клиники «УГМК-Здоровье» Виталий Старков. Это один из немногих в Екатеринбурге специалистов, делающий уникальную, сложную и суперсовременную операцию по лечению аденомы простаты - лазерную энуклеацию. Он признается, что до фанатизма любит свою работу, и с удовольствием рассказывает о самых современных тенденциях в урологии.
- Виталий Александрович, почему вы решили стать врачом-урологом?
Эндоскопия — способ осмотра некоторых внутренних органов при помощи эндоскопа. Эндоскопы вводятся в полости через естественные пути, например, в желудок — через рот и пищевод, в бронхи и легкие — через гортань, в мочевой пузырь — через мочеиспускательный канал, а также путем проколов или операционных доступов (лапароскопия и т.д.)
- Изначально я рассматривал два варианта, какое образование получать: медицинское или юридическое. В моей семье была бабушка-доктор, наверное, это в какой-то степени повлияло на мой выбор, и я поступил в нашу Уральскую государственную медицинскую академию. Где-то на третьем курсе я попал на практику в урологическое отделение, мне там безумно понравилось, и я решил остаться. Уролог – это хирургическая специальность. Освоить хирургию было моим желанием с первого курса, а любовь к урологии пришла постепенно.
После окончания медакадемии ежегодно я прохожу различные образовательные курсы, повышаю квалификацию. Например, в прошлом году получил полноценную первичную специализацию по направлению ультразвуковая диагностика в урологии. И вообще все мое обучения связано с областью урологии – это эндоскопия в урологии, литотрипсия в урологии. Учиться хочется постоянно, ведь все время появляются новые технологии, хочется их узнавать, осваивать и применять.
- Говоря о прогрессе, еще бывший губернатор Эдуард Россель активно продвигал программу «Мужское здоровье». Тогда говорили, что урологическое направление начало развиваться в регионе. Как обстоят дела сейчас?
Литотрипсия - эффективный способ избавления от камней в почках. Процедура представляет собой удаление камней с помощью воздействия ударной волной, лазером или ультразвуком.
- Я считаю, что Росселем была проведена действительно большая работа. Тогда я только начинал свою врачебную практику и помню, что благодаря этой программе было обследовано очень большое количество мужчин. Причем не только обследовано, но и вылечено.
Сегодня урология идет большими шагами вперед, и я считаю, что она развивается быстрее, чем вся другая хирургия. Мы в клинике «УГМК-Здоровье» стараемся использовать все самые современные технологии в лечении. А обращаются к нам люди с разными заболеваниями – в основном это мочекаменная болезнь, возрастные изменения предстательной железы у мужчин, доброкачественные опухоли простаты. Если пациент женщина, то речь идет в основном о воспалительных процессах в мочеполовой системе, это пиелонефриты, циститы.
Аденома простаты - доброкачественная опухоль, часто возникающая у мужчин старше 40-50 лет.
- Я знаю, что вы один из немногих докторов в Екатеринбурге, который делает уникальную операцию по лечению аденомы простаты – очень распространенного среди мужчин заболевания – лазерную энуклеацию. Можете рассказать о ней поподробнее?
- Дело в том, что я противник операций, предполагающих открытое вмешательство в организм человека. На мой взгляд, их можно делать только в крайних случаях. У нас еще лет 5 назад их делали повсеместно, но теперь, к счастью, на смену открытым операциям пришли эндоскопические вмешательства. Сначала особенно была распространена трансуретральная резекция простаты (ТУР). Ее суть в том, что опухоль удаляется через разрез.
Я же специализируюсь на лазерной энуклеации простаты. Это эндоскопический аналог открытого вмешательства, только без разреза. Такие операции широко распространены в Америке, в других странах мира. В Екатеринбурге же их почти никто не делает.
- В чем преимущества этой операции?
- Во-первых, нет никаких проколов и разрезов. Во-вторых, лазерная энуклеация очень чисто и полностью удаляет опухоль, поэтому очень редки рецидивы. По данным разных источников, они возникают лишь в 2% случаев.
Я сделал уже около ста операций лазерной энуклеации и хочу сказать, что результаты очень хорошие.
- Почему же эту операцию в городе почти никто не делает?
- Возможно, потому, что она очень сложна в освоении. Плюс ко всему для ее проведения необходимо дорогостоящее импортное оборудование. Не каждая клиника может позволить себе его приобрести. Спасибо руководству «УГМК-Здоровье», что у нас в клинике это оборудование есть.
- Помимо этого, вы специализируетесь на лечении мочекаменной болезни и, насколько я знаю, в этом направлении также применяете уникальные технологии, которых в городе практически нет ни у кого…
- Да, это второе направление, которое меня интересует. У нас в клинике представлены практически все методики лечения мочекаменной болезни, которые сегодня есть в мире.
Это, например, дистанционная литротрипсия, когда дробление камня по сути происходит с расстояния. Аппарат подводится к телу пациента, осуществляются удары по камням, и они выходят естественным путем. Но я считаю, что этот вид лечения уже отживает свое. Дело в том, что данная методика не всегда гарантирует полное разрушение камня, кроме того, они могут выходить с болевыми симптомами, пациент испытывает дискомфорт.
Поэтому, на мой взгляд, нужно использовать более эффективные и надежные методы лечения этой болезни. Я сторонник другого вида операций. Его суть в том, чтобы зайти через небольшой прокол в почку, разбить камни лазером, а затем через этот же прокол вывести с помощью специального инструмента, проще говоря, через трубочку эти камни. Причем современные технологии позволяют делать проколы все миниатюрнее. Если раньше был размер 2 см, то сейчас он значительно меньше. Поэтому косметические дефекты минимальны. Кроме того, пациент быстро восстанавливается после таких операций.
- О причинах мочекаменной болезни много спорят: кто-то говорит, что всему виной большое потребление соленой пищи, кто-то считает, что нельзя есть помидоры, так как они содержат фосфаты. По вашему мнению, чем может быть вызвано заболевание?
- На 100% сегодня ни один врач не сможет назвать причины и методы профилактики мочекаменной болезни. Нет доказательной базы по эффективности диет, которые многие пациенты хотят использовать. На опыте своих пациентов я тоже убедился, что никакая диета, к сожалению, тут не поможет.
Поэтому, повторюсь, самое эффективное лечение на сегодня – это оперативное вмешательство. К сожалению, мочекаменная болезнь – это заболевание на всю жизнь. Камни могут образовываться снова и снова. И все наши методы лечения направлены на то, чтобы минимизировать травму во время операции, чтобы повторное вмешательство не потребовалось как можно дольше. Если раньше после 1-2 операций удаляли почку, то теперь, к счастью, такая вероятность сведена к минимуму.
Фиброскопия – безопасный метод вмешательства в организм человека с помощью специального аппарата фиброколоноскопа.
Я убежден, что в перспективе будут внедряться новые и еще более совершенные методики лечения этой болезни. В частности, например, на Западе сейчас развивается новое направление – это фиброскопия. При таких операциях нет ни разрезов, ни проколов.
Через естественные мочевыводящие пути в почку вводится очень гибкий инструмент, и через него выводятся камни. До сегодняшнего дня пытались применять жесткие инструменты, но они не могли загнуться и не проходили везде – ведь у человека нет абсолютно ровных мочевыводящих путей, а почки имеют свои карманы и чашечки, в которые невозможно зайти жестким инструментом. Таким образом, теперь в мире появилась новая более совершенная методика лечения, и надеюсь, вскоре она станет более доступной и будет внедряться и в нашей стране, и в нашем городе.
Лапароскопия — современный метод хирургии, в котором операции на внутренних органах проводят через небольшие (обычно 0,5—1,5 см) отверстия, в то время как при традиционной хирургии требуются большие разрезы.
- Виталий Александрович, о чем вы еще мечтаете как профессионал?
- Мое желание - выучиться лапароскопии, чтобы владеть всеми методиками малоинвазивных вмешательств в урологии. А так мне сложно сказать, чего бы я еще хотел. Потому что даже в нашей узкой специальности есть очень много подразделений и ими всеми не овладеть никогда. Можно всю жизнь учиться и в итоге не научиться ничему. Поэтому, на мой взгляд, лучше развиваться в каком-то одном направлении и достигать в нем хороших результатов, чем знать чуть-чуть про одно, чуть-чуть про другое и в итоге толком не уметь ничего.
- Наверное, с таким плотным графиком, когда вы совмещаете и работу, и постоянно обучаетесь новым технологиям, сложно находить время для себя, семьи, друзей?
Малоинвазивными процедурами называются любые процедуры (хирургические и не только), которые обеспечивают меньшее вмешательство в организм, чем применяемые для той же цели открытые операции.
- Действительно, на работе я провожу очень много времени, в среднем по 10 часов в день. И все выходные практически нахожусь в клинике. Конечно, близкие в какой-то степени страдают, но с другой стороны они понимают, кто я, где я работаю, чем я занимаюсь, и пока, к счастью, поддерживают меня и не ограничивают.
Помимо этого, я увлекаюсь спортом, люблю футбол, стараюсь путешествовать – правда, это получается делать, как правило, только в отпуске. Поэтому работа – это и мое основное дело, и хобби. Могу признаться, что урологию я люблю до безумия, я бы сказал, даже до фанатизма.
Беседовала Мария Трускова.