Коллекция основных танков союзников СССР по антигитлеровской коалиции, представленная в Музее военной техники УГМК, пополнилась двумя новыми экспонатами. А именно - североамериканским средним танком М4 «Шерман», названным в честь американского генерала времен Гражданской войны Уильяма Шермана, и британским «Кромвелем», получившим свое название от имени английского государственного деятеля и военачальника XVII века Оливера Кромвеля. Оба экспоната размещены на открытой площадке музейного комплекса, сообщает пресс-служба холдинга.
М4 «Шерман» считается одним из самых известных танков Второй мировой войны. Он представлен в музейных и частных собраниях и коллекциях по всему миру. С февраля 1942 года по июль 1945 года его выпуск составил почти 50 000 единиц, что сделало «Шерман» третьим по массовости танком в мировой истории и самой массовой боевой гусеничной машиной США. Порядка 4000 «Шерманов» было поставлено в СССР по программе ленд-лиза. Танк союзников принимал участие во многих крупных сражениях Великой Отечественной войны.
«"Шерманы" представлены в музеях Москвы и Санкт-Петербурга, а с 2016 года его модификация М4А4 экспонируется на открытой площадке Музея военной техники УГМК. Однако, несмотря на известность этой машины, наш музей готов удивить гостей новой "изюминкой" – модификацией "Шермана" М4А2 HVSS – той, которая поставлялась в СССР и принимала участие в боях по разгрому милитаристской Японии. В этой модификации на классическую шермановскую базу установлена новая башня с более мощным длинным 76-мм орудием М1, которое приближалось по характеристикам к советской пушке ЗИС-С-53, устанавливавшейся на Т-34-85. Но главной особенностью является глубокая модернизация подвески среднего танка, которая получила обозначение HVSS. Именно это решение повысило надежность танка и обеспечило долгую жизнь "Шерманам", которые с новыми типами пушек и башен служили в разных странах вплоть до середины 70-х годы ХХ века», – рассказал заместитель Музея военной техники УГМК Кирилл Якимов.
Как отмечают сотрудники Музея военной техники УГМК, средний танк «Cruiser Mk. VIII Cromwell» считается лучшим английским танком Второй мировой войны, однако, по оценкам многих историков военной техники, он явно уступал близким по классу танкам союзников – и советской «тридцатьчетверке», и американскому «Шерману».
«Парадоксально, но практически с самого начала его производства, с середины 1943 года, "новый" танк уже серьезно устарел. Он собирался по старинке в традициях Первой мировой войны: листы катанной и достаточно толстой брони (32 - 76 мм) крепились на заклепках и болтах к каркасу практически вертикально, без рационального наклона. Небольшая масса 27,5 тонн позволяла развивать танку хорошую скорость до 60 км/ч, но узкие гусеницы приводили к большому давлению на грунт и ухудшали проходимость. А 57-миллиметровая пушка еще могла при определенном стечении обстоятельств одолеть "Пантеру", но оказывалась бессильной против брони "Тигров"», – рассказал Кирилл Якимов.
В Советский Союз в порядке ознакомления англичане направили 6 «Кромвелей», однако об их применении на фронте ничего неизвестно.