Потенциальные участники кампании по выборам в Екатеринбургскую гордуму до сих пор находятся в подвешенном состоянии. Окончательное решение относительно схемы формирования муниципального парламента – останутся ли в думе списочники и если да, то в каком количестве - будет принято только после мартовских выборов президента. Однако примерную стоимость мандата городского депутата при разных вариантах развития событий можно предположить уже сегодня.
По мнению политтехнолога Платона Маматова, в том случае, если конфигурация не изменится и округов останется 18, достойная кампания для одномандатника будет стоить порядка 10-11 млн рублей. Львиную долю составят траты на агитационно-печатные материалы.
“Если сделать нормальную полевую структуру, в нее можно ухнуть 80% всего бюджета. Потому что изготовление АПМ и их распространение - это очень ресурсоемкое дело. Если полевая структура у кандидата уже есть, то 80% превращаются в 30-40%. Почему так важна полевая структура? АПМ – это макулатура, макулатуру надо расклеивать по ящикам, раздавать в руки. Причем делать это нужно каждый день, потому что в мегаполисе цикл жизни у печатки очень короткий, спама много. Нужны раздатчики. Их нужно контролировать и направлять десятниками. Опять же, группы зачистки. Мало же только свой АПМ раздать - нужно зачистить чужой. Поэтому когда мы говорим про АПМ, надо понимать, что собственно изготовление печатки - это не такая большая статья расходов, дороже ее распространение. Хотя некоторые отдельно взятые товарищи на АПМ оставляют жалкие 10%, а основные деньги вваливают в СМИ и Интернеты. Стоимость интернет-кампании я бы оценил очень примерно в 1,5-4 млн рублей. Что касается зарплат топовых менеджеров кампании, то зарплата руководителя штаба может составлять 200-600 тыс.”, - считает Маматов.
Коллега Маматова, пожелавший остаться неизвестным, менее оптимистичен для кандидатов в прогнозах. По его подсчетам, “проходная” кампания будет стоить 15-20 млн рублей в том случае, если схема не поменяется.
“Выборы в ЕГД всегда стоят дорого, примерно в тех же цифрах, что и в Заксобрание. На фонд оплаты топовых позиций штаба без проблем уходит больше 1 млн в месяц, даже ближе к 1,5. Это оплата труда начштаба, юриста, пиарщика, полевика”, - говорит собеседник ЕАН.
По его данным, до 5 млн рублей может стоить организация сети агитаторов, которой будет по силам провести поквартирный обход избирателей в две-три волны, в такой агитсети может быть задействовано от 150 до 250 человек. Стоимость социологических исследований, на результатах которых будет базироваться кампания, может достигать 500 тыс. рублей, на изготовление АПМ кандидат должен быть готов потратить до 1 млн рублей, примерно такая же сумма уйдет на их распространение – расклейка, доставка по ящикам, пикетная программа. От 1,5 до 2 млн можно потратить на наружную рекламу разных форматов – от билбордов до рекламных стендов у подъездов.
«Ключевым вопросом станет мобилизация сторонников в день голосования – очень распространенной технологией является сбор контактов сторонников в ходе поквартирного обхода, эту достаточно объемную базу обзванивают либо в день голосования, либо за несколько дней до него – на это закладывают в бюджет еще 300-400 тыс.», — говорит эксперт.
Организацию наблюдения в день голосования он оценил примерно в полмиллиона. Еще около 2 млн рублей собеседник ЕАН отнес к строке расходов «спецпроекты», отказавшись раскрывать ее содержание.
«Кто занимается выборами, понимает, о чем я. А остальным знать ни к чему», — сказал он.
Как говорят специалисты, статьи расходов могут быть уменьшены в случае увеличения количества избираемых одномандатников, поскольку уменьшится количество избирателей в одном округе. В первую очередь, сокращение расходов коснется сети агитаторов, емкость которой формируется исходя из численности избирателей, а зарплаты политтехнологов не изменятся.
Отдельной оценки требует стоимость мандата, разыгрываемого по партсписку. В том случае, если схема выборов не изменится, цена “партийного” мандата будет примерно равняться цене “окружного”. Если количество списочников сократят с 18 до 10, то его стоимость вырастет до 30 млн, считает собеседник ЕАН. Этот ценник справедлив по крайней мере для оппозиционных партий.
“При раскладе 26/10 у парламентской оппозиции будет по одному мандату, вероятнее всего. И логично, что он будет очень дорог, так как на полученные деньги нужно провести кампанию на территории всего города. Хотя в правящей партии этот ценник может быть выше, в связи со сложностями при принятии решений и необходимостью участия в праймериз”, - поясняет источник агентства.
Отметим, законом предусмотрены в разы меньшие траты кандидатов на выборы, то есть большая часть средств будет, как обычно, проводиться по "серым" схемам. Причем, на то, что вскроется хотя бы одна, никто не рассчитывает.
“В 2013 году максимальный объем избирательного фонда партии составлял 8 млн рублей, кандидата-одномандатника – 2 млн. Какие цифры будут в этом году, мы не знаем - еще даже неясно, изменятся ли правила игры. Вообще суммы на каждую кампанию утверждаются отдельным постановлением. Касательно “серых" схем финансирования – может быть, они и реализовывались, но по отчетам и по нашим проверкам все накопления соответствовали закону”, - говорит председатель екатеринбургского избиркома Илья Захаров.
"Илья Викторович лукавит. Хотя предельный размер избирательного фонда и фиксируется постановлением избиркома, но он обозначен в Избирательном кодексе Свердловской области, и уже сейчас мы понимаем, что при увеличении числа округов одномандатник официально сможет потратить не более 900 тыс. рублей. Понятное дело, что это цифра абсолютно нереальная, в нее нельзя уложиться ни при каких условиях", — говорит наш собеседник.
Напомним, администрация Екатеринбурга рассчитывает, что в новом созыве гордумы останется всего 10 депутатов, избравшихся по партийным спискам.
“Надеемся, что порядка половины действующих депутатов переизберутся, но при этом появится представительство промпредприятий и медицины. Сегодня, к сожалению, у них нет такого лобби, как, например, у строителей”, - заявлял ЕАН источник в мэрии.
В списке народных избранников, которых руководство горадминистрации хотело бы видеть в новом созыве, – Олег Кагилев, Виктор Тестов, Владимир Крицкий, Александр Смолин, Николай Смирнягин, Дмитрий Сергин, Николай Антонов, Александр Найданов, Александр Мяконьких.
Что касается новых фамилий, то мэрия приветствует избрание директора ООО «Городское управление дорожно-строительных работ» и инициатора общественного движения «Наш – Октябрьский!» Павла Пустозерова.
Напомним, выборы нового созыва гордумы намечены на 9 сентября.