РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTube
[18+]
Опубликовано: 6 февраля 2018 в 09:55

Посмеяться над ужасающим и ужаснуться абсурдному: рецензия на самую скандальную премьеру года

В конце январе после чехарды, устроенной министерством культуры с отзывом прокатных удостоверений фильмов «Приключения Паддингтона-2» и «Смерть Сталина», сначала Ассоциация владельцев кинотеатров, а потом и киносоюз заявили, что государство использует механизм прокатных удостоверений как инструмент цензуры.
В случае с фильмом «Приключения Паддингтона-2» министерство решило расчистить кинотеатры от возможных конкурентов российских фильмов, прокат которых был запланирован на аналогичные даты. От внезапного переноса старта проката финансово и репутационно пострадали как кинотеатры, так и дистрибьюторы. Есть подозрение, что в случае с отменой проката фильма «Смерть Сталина» пострадало конституционное право россиян, гарантированное статьей 29, запрещающей цензуру.
«Смерть Сталина» - сатирическая комедия, снятая британским режиссером Армандо Ианнуччи, известным своими политическими фильмами и получившим за сценарий одного из них «Оскара» в 2010 году. Новый фильм Ианнуччи рассказывает о нескольких днях после смерти Сталина, в течение которых партийная верхушка в лице Берии, Хрущева, Маленкова, Молотова и прочих делила власть. Хорошенько сдобренный черным юмором, он в общем-то на примере широко известного факта смены руководства СССР, свержения Берии и прихода к власти Хрущева рассматривает удивительную метаморфозу природы человека в дегуманизированных рамках тоталитарного общества.
По версии Ианнуччи, причиной смерти Сталина стал не заговор и не слабое здоровье, а записка с пожеланием смерти тирану. Она была отправлена ему вместе с пластинкой концерта его любимой пианисткой Марией Юдиной (Ольга Куриленко).
Сталина эта записка так веселит, что от смеха его хватает удар, а когда наутро его обнаруживают лежащим в «луже срамоты», требуется несколько часов, чтобы найти хоть одного доктора, так как приличных после разгромного «дела врачей» в Москве не осталось.
Далее вступает свита: чтоб получить власть, Берия (Саймон Расселл Бил) продвигает самовлюбленного рохлю Маленкова, а проныра Хрущев (Стив Бушеми) ищет поддержки всех остальных членов президиума Политбюро.
Ианнуччи высмеивает жадных до власти и одновременно парализованных страхом перед вождем и системой политиков. На этом же их внутреннем противоречии он выстраивает едкий бурлеск о нравах советской номенклатуры. Актеры создают уникальные типажи, и, несмотря на весь комизм и условность, продиктованную жанром, фильм не перестает удивлять психологической точностью характеров и ситуаций.
Хрущев только на первый взгляд кажется придворным шутом, развлекающим Сталина. По возвращении домой с посиделок на сталинской даче он надиктовывает жене рассказанные в течение дня шутки, отмечая те, что понравились, и те, что не понравились вождю.
«Правило Хрущева» — это не тупое раболепие, это стратегия выживания, притом довольно успешная.
Именно этот подход он рекомендует Маленкову (Джеффри Тэмбор), который, по его собственному признанию, «устал и забыл, кто жив, а кто нет». Он в присутствии Сталина неосторожно поинтересовался судьбой убитого троцкиста, чем вызвал гнев вождя. Молотов (Майкл Пэйлин), потерявший в процессе чисток жену, то и дело срывается на высококоммунистический пафос, сыплет цитатами Ленина и афоризмами из сборника партийного работника. Только это никак его не спасает от участи репрессированного, спасает только смерть Сталина.
И Сталин умирает. Чем все закончится – известно каждому: Берия будет разорван своими же, Хрущев победит. Ианнуччи обращается к политической сатире не для того, чтобы сразить зрителя новой трактовкой истории. Его больше занимает механизм, по которому скованный страхом и коллективной порукой зверек вцепляется в глотку живодера, уничтожая его при полном кворуме, реализовав коллегиальное большинство.
Безусловно, Ианнуччи мастер гротеска и абсурда. Даже в самых смешных сценах он живописует зловещее присутствие страха и, в конце концов, создает комедию, которая вызывает у зрителя амбивалентные чувства. Но еще этот фильм с первых минут вызывает уверенность, что именно так все и было, и нынешний запрет фильма - лишнее тому доказательство.
Несмотря на намерение киносоюза подать в суд с требованием отмены прокатных удостоверений в существующем виде и несмотря на уже поданный правозащитниками иск к министерству культуры за незаконный запрет фильма «Смерть Сталина», маловероятно, что в ближайшее время фильм появится в прокате. Однако неминуемо фильм будет демонстрироваться в интернет-кинотеатрах, как только закончится кинотеатральный прокат в Белоруссии и на Украине. Возможность его посмотреть – исключительно вопрос времени.
Так что - «Рекомендовано к просмотру»!
Кому-то в эстетических, а кому-то в чисто терапевтических целях было бы полезно посмеяться над ужасающим и ужаснуться абсурдному.
Татьяна Андриянова.
Фото: скрин-шоты с официального трейлера
almaceramica