Депутат Госдумы Наталья Поклонская предлагает запретить в России суррогатное материнство. Она уже провела опрос в соцсетях, и большинство респондентов проголосовали за эту инициативу. Теперь Поклонская намерена использовать эти данные в законотворчестве. При этом в России проблема бесплодия как нельзя актуальна, и именно суррогатное материнство спасает многие семьи от бездетности.
Корреспондент ЕАН пообщался с двумя женщинами, одна из которых уже имеет опыт суррогатной матери, а другая готовится ею стать. Наши собеседницы рассказали о том, что заставило их выбрать такой способ заработка, о расценках, об эмоциональном удовлетворении и о том, насколько трудно потом расстаться с малышом.
Жительница Челябинска Екатерина замужем, ей 23 года. О суррогатном материнстве в первый раз она задумалась в 2015 году. Тогда у пары родилась дочь, мужу приходилось много работать, чтобы обеспечить семью, но денег не хватало. В Интернете молодая женщина наткнулась на информацию о донорстве клеток, и это показалось ей хорошим вариантом для заработка.
«С тех пор я участвовала в пяти программах, все они были успешными. В первую пошла чисто из-за денег, вторая третья и последующие… Я видела лица пар, прекрасных женщин, желающих стать мамами. Мне было приятно осознавать, что я вношу немаленький вклад в это», — рассказывает Екатерина.
В ноябре 2017 года она уволилась с работы и приняла решение попробовать себя в роли суррогатной матери.
«Сейчас я абсолютно готова морально к этому, да и в Челябинске за год не заработаешь миллион, а я заявила именно такой гонорар. Хотелось бы больше, но тут есть проблема: в США суррогатным матерям платят намного больше, а у нас – просто копейки. Потому что очень много молодых и здоровых женщин, которые готовы родить даже за 500 тыс. рублей. Как правило, это жительницы малонаселенных пунктов», — говорит Екатерина.
Она недавно опубликовала свое объявление, но пока не получала предложений. Молодая женщина настроена оптимистично и не боится в будущем получить психологическую травму от расставания с ребенком.
«Эмоционально расстаться с малышом, я думаю, не так сложно, если женщина подходит разумно к самой идее суррогатного материнства. Я четко знаю, что хочу получить в итоге деньги, а еще принести в мир новую жизнь. Здесь две цели, а не одна»
Рассказ уже опытной в деле суррогатного материнства екатеринбурженки Татьяны менее оптимистичен. По ее словам, чтобы решиться на этот шаг, нужны железные нервы, и особенно тяжело переживать выкидыши и неудачные попытки оплодотворения. В эту сферу 24-летняя женщина решила пойти, посмотрев на опыт знакомой семейной пары, которая никак не могла зачать своего малыша. В итоге нашей героине удалось осчастливить людей, которые давно хотели второго ребенка, но после неудачной второй беременности мама лишилась репродуктивных органов.
«Обоим родителям уже за 40, старшему сыну - 11 лет, они упорно шли к появлению второго ребенка. И теперь благодаря мне они счастливы», - поделилась Татьяна.
Основной трудностью, с которой приходится сталкиваться, является некачественный биоматериал будущих родителей. Татьяна говорит, что на этот шаг, как правило, идут люди в возрасте, с проблемным здоровьем, но далеко не все готовы признать плохое качество своего биоматериала и отказываются от доноров. Именно поэтому процесс зачатия затягивается, а порой и вовсе не приносит результата.
Если отследить предложения от потенциальных матерей в тематических группах в соцсетях, то цифры гонораров совершенно разные: кто-то просит миллион за рождение и 150 тыс. в месяц на время беременности, а кто-то – 800 и 25 тыс. соответственно. Татьяна смеется и спрашивает, откуда у нас такие высокие расценки.
«Сейчас 650-800 тыс. рублей гонорар и 18-20 ежемесячно. Суммы могут быть выше, если процесс полностью ведет агентство. Больше денег также могут получить суррогатные матери лишь с уже имеющимся положительным опытом рождения», — говорит она.
Порой чтобы сэкономить деньги или повысить шансы на успех, родители и суррогатные матери решаются на незаконные меры. Например, по словам Татьяны, законом запрещено, чтобы женщина являлась одновременно и донором яйцеклетки, и суррогатной матерью. Тогда ребенок будет в какой-то степени ее родным. Однако такой способ популярен, потому что так проще: качество биоматериала лучше, беременность протекает легче, и не нужно тратиться на ЭКО.
Некоторые идут более простым путем и выбирают искусственную инсеминацию (введение сперматозоидов непосредственно в полость матки). По словам Татьяны, в таком случае будущие родители могут сэкономить еще и на дорогих гормонах, которые вводятся при ЭКО. А сама беременность проходит спокойно, так как она близка к естественной.
«Мне писали не раз, что хотят именно искусственную инсеминацию, потому что пройдено много неудачных попыток зачать с помощью ЭКО. Я не знаю, смогу ли я решиться на подобное, с моральной точки зрения это гораздо сложнее – ведь ребенок будет уже не чужой», — говорит Татьяна.
Также распространенным способом зачать ребенка остается обычный половой акт между суррогатной матерью и будущим отцом.
Татьяна признается, что момент расставания с малышом – это настоящее испытание.
«Очень тяжело. Это не сравнить ни с чем. Но главное - понимать, на что ты шла, что этих малышей ждут их родители, которые сделали и пережили очень многое, чтобы испытать счастье материнства и отцовства».
Некоторые женщины обращаются к психологу, который ведет их всю беременность, но это не является обязательным условием. Татьяна тоже прибегала к помощи профессионала и считает, что ей это помогло.
Впрочем, если суррогатная мать решит оставить ребенка себе – закон будет на ее стороне. Но будущие родители стараются максимально защитить себя.
«У нас в этом плане закон составлен не совсем точно, и мать может оставить себе ребенка. Но перед программой составляется договор, который ставит перед суррогатной матерью практически невыполнимые условия в случае отказа отдать дитя биологическим родителям», — рассказала Татьяна.
Фото: the-american-interest.com, indoreinfertilityclinic.com, pixabay.com