Сторонники сохранения в Екатеринбурге недостроенной и заброшенной телебашни впервые попытались объяснить горожанам, почему скандальный долгострой должен быть сохранен. Свои аргументы на специально созванной пресс-конференции решили изложить депутаты Александр Ивачев (КПРФ) и либерал Константин Киселев, а также студент УрГАХУ Андрей Шелухин. Подробности - в материале ЕАН.
Все пошло не по сценарию с самого начала. Один из лидеров протеста, областной депутат и первый секретарь обкома КПРФ Александр Ивачев на встречу с прессой не пришел. По официальной версии, не смог. По неофициальной - понял, что соседство за одним столом с ярым антикоммунистом Киселевым для лидера КПРФ в регионе противоестественно.
Экспертов и известных горожан, которые ратуют за снос унесшего десятки жизней строения, на мероприятие почему-то не позвали. Хотя Константин Киселев утверждал, что главная цель – это выйти на общий диалог, в том числе с представителями власти и инвесторами проекта, и обсудить все предложения.
Студент Шелухин по бумажке прочитал пятиминутный доклад, основная суть которого сводилась к тому, что башню нужно сделать символом города и это особенно актуально в преддверии «Экспо-2025». Правда, что именно может символизировать башня, собравшиеся точно пояснить не смогли.
«Да, каждый город должен иметь символ, но символ, сформировавшийся сознательно. Башня, скорее, - символ неудачной экономики и развала в советские времена», - признал эксперт в области градостроительства Сергей Санок.
Эйфелева башня - понятный и сформировавшийся элемент экономики Парижа: туда покупают билеты туристы, они же раскупают сувенирную продукцию с изображением символа Франции. А для того, чтобы екатеринбургский недострой начал приносить прибыль, нужно придумать, во что его превратить, вписать в среду. Идей по этому поводу за десятки лет предлагали немало, но в итоге ни одна из них не воплотилась в жизнь.
Сегодня, к примеру, было озвучено, что строение могло бы стать «маяком абсурда», который не увидел бы ни один капитан дальнего плавания, но посмотреть на который стремились бы туристы со всего мира. Еще одна идея – превратить башню в первый в мире вертикальный экстрим-парк.
«Однако нужно понимать, кто будет оплачивать все это и содержать этот символ города», - отметил Сергей Санок, признавая, что на раскрутку нового объекта могут уйти годы.
Константин Киселев, заявивший, что снос башни превратит город в деревню, предложил свой план действий. В частности, он предлагает обратиться к вдове первого президента России Наине Ельциной. Видимо, потому, что телевышку начали строить в те времена, когда Борис Николаевич еще не переехал в Москву. Еще одна идея активиста – обратиться за помощью к патриарху Кириллу. Напомним, ранее высказывалась идея возвести на вершине телебашни храм.
Впрочем, депутат-политтехнолог признает, что защитники телебашни между собой договориться не могут и удастся ли им прийти к консенсусу, неизвестно – в любом случае на это уйдет немало времени.
На вопрос корреспондента ЕАН, насколько вероятно, что, если башню оставить, она простоит в том же заброшенном состоянии еще десятки лет, спикер ответил, что это вполне возможно.
«Но ее можно законсервировать, а когда выйдем из кризиса - достроим»
Кто должен оплачивать эту «консервацию» и следить за состоянием объекта, Киселев не уточнил. Также он не смог и привести названия компаний, которые готовы инвестировать сотни миллионов в достройку или апгрейд телебашни.
Логика сторонников сноса звучит более внятно. Как минимум они понимают, что появится на месте башни - новая ледовая арена. Кроме того, в рамках общегородской концепции благоустройства предполагается реконструировать набережную Исети в этом районе. Будет создана пешеходная зона, где люди смогут гулять, обустроена центральная площадь между ледовой ареной, музеем истории России и цирком. Также предполагается и строительство пешеходного моста по улице Народной Воли, который объединит два берега Исети.
«Сейчас у нас вместимость арены 5 тыс. зрителей, и билет стоит в среднем 700 рублей. Будет арена на 12-15 тыс. - билеты будут продавать по 250-300 рублей, в результате регулярно ходить на матчи смогут и школьники, и студенты. Я всю жизнь живу в этом городе, и вижу, что с 1991 года башня торчит как штырь, дальше рисунков о том, как ее облагородить, дело не дошло. Конечно, я разделяю мнение, что лучше на ее месте построить современную ледовую арену», - заявил ЕАН болельщик "Автомобилиста" Роман Сурчин.
Обсуждение ситуации третий месяц активно продолжается в соцсетях.
«Рискну получить пощечину от прогрессивной части человечества, но мне непонятны протесты против сноса недостроенной телебашни. Во-первых, в текущем виде она никому не нужна ни как технический объект, ни как огромное офисное или жилое здание, а вокруг нее, в центре города, расположен унылый пустырь. А во-вторых, выглядит она так себе: в ней зияют огромные уродливые дыры! Я против бесхозяйственности и позиции "пусть разваливается, мы к ней уже принюхались, ничего нового строить не дадим". Ребята, нужно уметь признавать ошибки и оставлять их в прошлом», - написал в своем Facebook ресторатор, основатель «Огонь пляжа» Андрей Фролов.
Его поддерживает руководитель «Кондитория-школы» Юлия Коган. «Во-первых, тот редкий случай, когда я согласна с господином Фроловым. Во-вторых, удивилась движению "а давайте оставим" от тех уважаемых личностей, чьи инициативы мне всегда близки. И тут нет доводов, воспоминаний, факторов, желания анализа. Просто так, и все. Кое-что посреди болота нам не нужно, долой анахронизм», - написала Юлия Коган.
Не поддерживает идею сохранения «заброшки» известная актриса и телеведущая Юлия Михалкова.
«Я не большой знаток архитектуры и сопромата, поэтому о том, какую ценность имеет эта труба и в каком она физическом состоянии, вряд ли смогу ответить компетентно. Но скажу как горожанин, которому небезразличен внешний облик Екатеринбурга. Очевидно, что эту трубу со зловещим проемом в ее верхней части сложно назвать украшением города. Ею только детей пугать. И знаете, в любом зарубежном городе, претендующим на звание туристической столицы, это строение давно бы ликвидировали. То, что некоторые горожане близко к сердцу принимают предстоящий снос трубы, на мой взгляд, является следствием банальной привычки. По-человечески я их понимаю: сложно расстаться с тем, к чему привык. Вот как некоторые занашивают любимую футболку до состояния истлевшей тряпочки, так же и тут. Надо находить в себе силы решительно обновляться и не держаться за прошлое, при этом не самое позитивное прошлое», - рассказала ЕАН актриса, подчеркнув, что нужно думать «о хорошем, о будущем».
ЕАН будет следить за развитием событий.