Сегодня в Арбитражном суде Свердловской области состоялось первое заседание по иску мэрии Екатеринбурга к бывшему ректору Екатеринбургской академии современного искусства Михаилу Занину. По версии чиновников, по его вине учрежденная муниципалитетом академия задолжала 10 млн рублей за аренду помещений коммерческой структуре, и теперь он должен возместить их бюджету. Бывшие сотрудники вуза всерьез обсуждают версию о том, что Занина принудили к этой самой халатности, а теперь чиновники хотят за его счет «закрыть» бюджетные расходы.
Сергей Стариков, с которым пообщался журналист ЕАН, устроился работать в академию в начале 2016 года, почти сразу после ухода Михаила Занина. Он проработал в вузе два года, заведовал кафедрой прикладной информатики, параллельно занимался культурными проектами. Именно Стариков привлек внимание к разрушающемуся зданию кинотеатра «Темп», сделав из его ступеней сувениры.
Причиной своего увольнения Стариков называет то, что он задавал «много лишних вопросов». Он рассказал, что за время работы получал зарплату в среднем в размере 20 тыс. рублей, ректор Инна Ахьямова, сменившая Михаила Занина, постоянно обещала стимулирующие выплаты педагогам и обслуживающему персоналу, но денег бывший преподаватель так и не увидел. Зато на собрании в декабре 2017 года она рассказала, что академии удалось заработать порядка 3 млн внебюджетных средств. Правда, по ее словам, из-за халатности Михаила Занина академия потеряла эти деньги: суд арестовал 10 млн на счетах вуза. В итоге академии пришлось остаться с нулевым бюджетом, а сотрудники поняли, что выплат им не видать.
Сергей Стариков говорит, что пытался добиться ответов на вопросы о деньгах, и в конце 2017 года его попросили зайти в отдел кадров, где сообщили, что продлять трудовой договор с ним не будут. Тогда Стариков решил провести собственное расследование, чтобы понять, куда на самом деле ушли деньги.
Как рассказал наш собеседник, Михаил Занин стал ректором в 2014 году, и перед ним стояли непростые задачи: нужно было перевезти академию в здание на Красных Партизан — бывшее здание ДК «Уралмашзавода» и пройти лицензирование, чтобы потом получить государственную аккредитацию. Ситуацию осложнял тот факт, что в ДК после масштабного ремонта перед переездом случился пожар: помещения были в таком состоянии, что никакую лицензию получить бы не удалось. В конце 2015 года Занин внезапно ушел «по собственному желанию».
По словам Сергея Старикова, главный нюанс в том, что после увольнения Михаила Занина помещения на Коминтерна пустовали еще год, а акты так никто и не подписал. По его версии, ЕАСИ просто не хотела тратиться на ремонт, чтобы вернуть площади арендодателю в надлежащем виде. При этом начальник хозяйственной части рассказал Старикову, что ремонт разово обошелся бы всего примерно в 200 тыс. рублей, а аренда, по его данным, стоит не менее 300 тыс. в месяц, поэтому логика такой экономии со стороны руководства вуза не совсем ясна.
Мало того, бывший завкафедрой говорит, что площади на Мира, 40 а, также арендуемые ЕАСИ, пустовали после переезда вуза не менее года: он посетил здание в январе 2016 года.
«Там был только один сторож, и больше никого. Сторож мне площади показал. Я осмотрел все здание с подвалами, все вещи были вывезены»
По его словам, договор аренды в этом случае никто не расторгал. Сергей связывает это с процедурой получения лицензии и аккредитации, которая была начата Заниным и завершена Ахьямовой именно с помощью остающихся в резерве площадей. Лицензию вуз получил в феврале 2016 года, а государственную аккредитацию – в июне 2017 года. Без пригодных для студентов помещений этого бы сделать не удалось. А здание на Красных Партизан, где ныне размещена ЕАСИ, до сих пор находится в плачевном состоянии: крыша дырявая, подвал «течет». Сама Ахьямова даже обращалась к депутатам гордумы с просьбой дать денег на ремонт. Но чиновников из Федеральной службы надзора в сфере образования и науки нужно было куда-то привести – для получения лицензии вузу необходимы пригодные для работы помещения. И потому пустующие здания оставались на балансе, акты никто не подписывал, а за аренду не платили, предполагает Сергей Стариков.
Впрочем, это далеко не все странности, которые происходят в ЕАСИ. Со студентов некоторых направлений собирают по 10 тыс. рублей в год, якобы на костюмы. При этом костюмы не покупаются. При переезде якобы потеряли много важных документов. В помещениях уже после переезда установили пластиковые окна, стекла в которых трескаются, а рамы не открываются. А однажды, еще будучи сотрудником вуза, Сергей Стариков случайно обнаружил в здании лифт, о существовании которого не знал. Преподавателю удалось выяснить, что на установку кабины ушло порядка 2 млн рублей, однако система не работает.
«Если честно, у меня вообще вызывает сомнение факт реальной установки лифта. Никто ничего о нем не знает, никто им не пользуется. Мне сказали, что его используют, чтобы перетаскивать вещи в подвал, но там не горит и не работает кнопка, двери не открываются»
Многие сотрудники и студенты академии, по словам Сергея Старикова, поддерживают его, но открыто выступать против ректора опасаются.
В конечном итоге Сергей Стариков приходит к выводу, что намерения привлечь к ответственности одного только Михаила Занина необоснованны. Задолженность сформировалась за два года: Ахьямова также не подписывала акты сдачи помещений, став ректором. Соответственно, как минимум половину суммы нужно взыскивать с нее.
Инна Ахьямова пообещала ответить на вопросы ЕАН после официального запроса, но отметила, что информация Сергея Старикова является его сугубо личным мнением.
По итогам сегодняшнего заседания дело управления культуры против Михаила Занина было прекращено в связи с неподведомственностью. Следующее заседание пройдет в суде общей юрисдикции.
Фото: provost.upenn.edu, Livejournal Марина Козлачкова