РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 19 февраля 2018 в 10:55
Автор ЕАНовостиЕАНовости

«Зачем рожаете, если у вас ничего нет?»: как сироты в Екатеринбурге остаются без жилья

Десятки сирот в Екатеринбурге, стоящие в очереди на жилье, могут так и не дождаться положенных им квартир. В конце 2017 года правила получения жилплощади изменились. В результате выпускники детдомов отброшены на сотни позиций назад. Так произошло и с Викторией Мясниковой. После изменений в порядке предоставления жилья девушка переместилась с 9-го на 309 место. Ожидая уже второго ребенка, она приблизилась к тому возрасту, когда ее могут снять с очереди на получение квартиры.
Виктория с исполнительным листом на получение квартиры

В ожидании несуществующей квартиры

В детский дом Виктория попала в 2008 году, когда ей было 12. Родителей лишили родительских прав. С этого же времени ребенка поставили в очередь на жилье социального найма. В детдоме Виктория провела три года. Закончив девятый класс, она поступила в екатеринбургский колледж транспортного строительства и переехала в общежитие учебного заведения.
«В 2014 году, когда учеба была закончена, я обратилась в министерство соцполитики для того, чтобы получить жилье. На тот момент у меня уже был маленький ребенок и нужна была квартира. В министерстве мне сказали: «Ждите, мы ищем застройщика». Мне говорили, что дом будет построен на Широкой Речке, но никаких сроков не назвали», — рассказала ЕАН Мясникова.
Одновременно с посещением областного минсоцполитики Виктория написала заявление в прокуратуру Кировского района Екатеринбурга. В надзорном ведомстве, в свою очередь, составили иск к областному минстрою. В мае 2014 года Кировский районный суд обязал министерство предоставить выпускнице детдома жилплощадь.
Примечательно, что уже за время прокурорских проверок и судов место девушки в очереди отодвигалось назад. Если в 2013 году она стояла на учете под № 42, то к концу 2014 года замыкала первую сотню очередников.
«Мне объяснили, что другие выпускники детдомов спохватываются слишком поздно, когда у них уже по возрасту срок подходит к снятию с учета. Они подают в суд, выигрывают, их ставят в начало списка, и очередь сдвигается», — поясняет выпускница детдома.
После суда решением квартирного вопроса должны были заняться судебные приставы. Исполнительный лист, который составила ФССП, был рассчитан на три года. Первые результаты работы приставов были обнадеживающими — Виктория попала в список очередников на 12 квартир в доме, который планировалось сдать в четвертом квартале 2014 года. Но ни в 2014, ни в последующие годы жилье ей так и не предоставили. В минсоцполитики и в органах опеки очереднице три года говорили одно и то же: «Ждите».

«Зачем рожаете, если у вас ничего нет?»

В 2017 году Виктория узнала, что и ожидать было нечего. Как выяснилось, никакой дом на Широкой Речке никто не строил. При прокурорской проверке было установлено, что ГКУ «Фонд жилищного строительства» практически до конца 2017 года не могло найти застройщиков для строительства большого количества квартир для сирот. В частности, 3 июля 2017 года учреждению не удалось провести аукционы на строительство 80 жилых помещений. Строительные компании готовы были предоставлять сиротам квартиры только малыми партиями.
Но еще большее удивление у Виктории Мясниковой вызвала ее очередность: продвинувшись с 2014 по 2017 год с 100 на 9-е место, она обнаружила себя уже на 321-й строчке. Как потом объяснили девушке в минсоцполитики, это произошло из-за объединения двух очередей. Прежде одни выпускники ждали квартир по суду, другие - по линии министерств. Затем квартиры стали предоставлять в режиме «одного окна». По какому принципу была сформирована единая очередь и кому в ней отдается приоритетность, Виктории не пояснили.
Девушка опасается, что может и вовсе остаться без квартиры. В 2018 году ей исполнится 23 года, после чего ее могут снять с учета на получение жилья. На то, чтобы продвинуться с 100 на 9-е место в листе ожидания, ей потребовалось три года. С учетом нового порядка очередности Виктории Мясниковой понадобится девять лет при условии, что ее не будут больше отодвигать назад.
В итоге к своему 23-летию выпускница детдома окажется без жилья с двумя детьми на руках. С такой перспективой девушка мириться не захотела и обратилась за помощью в органы опеки Ленинского района, куда она была прикреплена. Но там она столкнулась с откровенным хамством.
«Я разговаривала с чиновником, который отвечает за опеку сирот до их 23-летия. Спрашивала их, что мне делать, чтобы ускорить процесс. Мне отвечали, что все бессмысленно, даже если я напишу президенту РФ. Я им тогда говорю: "Почему в маленьких городах области сиротам получить квартиру легче, а в Екатеринбурге такая беда?" Мне отвечают: "У вас же второй ребенок будет, берите ипотеку за счет маткапитала. Зачем вы вообще рожаете, если у вас ничего нет?"»
По ее словам, в похожей ситуации с очередями оказались и другие выпускники детдомов. Ее подруг после объединения очередей и вовсе отодвинули за 600-е позиции. Многие из сирот уже отчаялись в борьбе за свою жилплощадь и скитаются по съемным квартирам. Сама Виктория вместе с мужем арендует комнату в старой коммуналке. Не имея собственного жилья, супруги не могут прикрепить первого ребенка к какой-либо поликлинике, не говоря уже о записи в детский сад. Та же проблема ожидает и второго ребенка, который скоро родится.

Как сократить очереди сирот?

Наличие проблемы нехватки жилья для сирот в Свердловской области в министерстве строительства и развития инфраструктуры региона не отрицают. В ноябре 2017 года глава ведомства Михаил Волков рассказывал на заседании Заксобрания, что в листе ожидания насчитывалось более 5 тыс. человек. За прошлый год жилплощадь получили 977 человек в 40 муниципалитетах. Это позволило сократить очередь до 4,8 тыс. человек. Однако в ближайшие годы это число может многократно вырасти, поскольку в детдомах Свердловской области насчитывается более 9 тыс. детей в возрасте 14 лет. Все они вскоре пополнят список очередников.
Для решения квартирного вопроса, по оценке Волкова, ежегодно необходимо выделять по 2,4 млрд рублей. Но бюджет Свердловской области в состоянии предоставлять только по 1,1 млрд рублей в год. Для того, чтобы всем сиротам единовременно предоставить жилье по соцнайму, необходимо почти 7 млрд рублей.
За помощью областной минстрой в прошлом году обращался в минфин России, но вместо увеличения субсидий денег стало меньше. На текущий год из федерального бюджета поступит только 234,7 млн рублей для предоставления жилья сиротам. Свердловская область, в свою очередь, нарастила расходы. Если в 2017 году в областной казне было заложено 800 млн рублей на эти цели, то в 2018 году сумма увеличена до 850 млн рублей. В текущем году денег из федерального и областного бюджетов хватит на квартиры для 800 детей-сирот.
Проблема нехватки денег для предоставления жилплощади очевидна и самим выпускникам детдомов. Но в сложившейся ситуации их беспокоит слишком долгий срок ожидания и хаотичность формирования очереди. Ведь по достижении 23 лет сироты могут лишиться права на получение квартиры.
«Если бы гарантированное государством время было увеличено и была точная уверенность, что я не вылечу из очереди, стало бы немного спокойнее», — считает Виктория.
Фото: pixabay.com
almaceramica
Главные новости
В мэрии рассказали, где собираются найти деньги на строительство метро в ЕкатеринбургеВладелец свердловского завода обвинил федералов в дефиците масла и молокаСвердловское заксобрание вернуло транспортный налог на малолитражкиБюджет Свердловской области на трехлетку принят в первом чтенииБюджетом Свердловской области на 2025 год предусмотрено 300 млрд на социалкуЧто нужно знать екатеринбуржцам, отправляясь в Камбоджу. Лайфхаки от ЕАН