Комитет по МСУ свердловского Заксобрания рассмотрел законопроект о региональной Общественной палате, подготовленный Уральским институтом регионального законодательства. Как пояснил вице-спикер Анатолий Сухов, необходимость его принятия возникла в связи с обновлением федерального закона об ОП в регионах.
Цели и задачи областной палаты остаются прежними - обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан, некоммерческих организаций, органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления. Изменения коснутся процедуры формирования и порядка работы. В новой редакции закона палата формируется за три месяца до истечения полномочий старого состава, а не за четыре, как сейчас. Старт процедуре формирования должно давать Заксо, а не глава региона.
Численный состав Общественной палаты остается прежней - 42 человека. Более четко прописывается представительство общественности: 14 членов утверждаются губернатором по представлению структурных подразделений общероссийских и межрегиональных общественных объединений, еще 14 человек – Заксо по представлению НКО. Затем эти 28 человек, утвержденные губернатором и Заксобранием, определяют оставшихся 14 членов ОП из числа кандидатур, представленных местными общественными объединениями.
Отметим, в самой Общественной палате остались недовольны документом и разработали ряд поправок к нему. Их представил зампред ОП, член федеральной палаты от Свердловской области Владимир Винницкий. В частности, депутатов попросили учесть в проекте возможность членам палаты официально иметь до трех помощников.
“Понятно, что оплачиваться их работа не будет, но люди хотя бы будут иметь возможность отметить в резюме свою должность, участвовать в каких-то мероприятиях не на птичьих правах”, - пояснил Винницкий в разговоре с корреспондентом ЕАН накануне.
Также ОП предложила ввести в законопроект статью о нормах финансового обеспечения деятельности палаты и Общественной наблюдательной комиссии. Cформулирована она так: “В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», смета расходов, утверждаемая в пределах ассигнований, которые предусматриваются на обеспечение деятельности Общественной палаты, включает в себя в том числе расходы на обеспечение деятельности общественной наблюдательной комиссии Свердловской области”.
Как пояснил Винницкий, cуть предложения - в введении компенсаций для членов ОНК, проводящих много времени в командировках.
“На данный момент компенсации формируются из грантов, которые в год получает одна или две организации, делегировавшие в ОНК своих членов. Соответственно, деньги получают единицы. Если вводить стабильные компенсации из областного бюджета, то речь пойдет о совсем небольших суммах, а у членов ОНК будет меньше риска попасть в зависимость от внешнего нежелательного влияния”, - объяснил Винницкий.
Еще одно предложение ОП требует поправок не только в законопроект о палате, но и в закон об общественном контроле. Суть его в наделении региональной ОП функцией координации работы муниципальных палат и общественных советов.
“Мы предлагаем юридически закрепить то, что существует сегодня. Мы наполовину формируем местные палаты, оказываем методологическую поддержку, а спросить за работу с их членов не можем – вдруг человек вообще ни разу не появлялся за весь срок полномочий”, - сказал Винницкий.
Несмотря позицию представителя ОП, профильный комитет одобрил вариант УИРЗа – авторы пояснили, что они не в полной мере соответствуют федеральному закнодательству.