Самый северный небоскреб мира стал площадкой лектория «Прямая речь». Лекцию, посвященную личности и открытиям Альберта Эйнштейна, впервые провели на 200-метровой высоте. Подробности - в репортаже ЕАН.
Клуб-лекторий «Прямая речь» - типичный представитель ныне модного течения интеллектуальных собраний. Задумка проста: на одной площадке собираются самые маститые городские интеллектуалы и делятся с благодарными слушателями крупицами знаний из своих областей.
Сам жанр труден не в пример задумке. Формат требует невероятного мастерства от оратора, поскольку публика подбирается разнообразная. Строгие выкладки приходится переводить на гнусный язык «научпопа», однако для восприятия информации даже в таком виде слушателям необходимо иметь уровень знаний хотя бы на отметке выше среднего. В XXI веке невозможно говорить о физике с человеком, не отличающим кварк от кванта. Такова специфика нового научного знания - оно попросту не для всех.
Опыт московской площадки «Прямой речи» это наглядно подтверждает. Билет на вечер с писателем Дмитрием Быковым обойдется гостю примерно в 2 тыс. рублей.
«Кто в здравом уме заплатит два "куска" на встречу со старикашкой-профессором?» - поинтересуется обыватель.
«На 22-е билетов нет. Те, кому интересно (читай: те, кто способен понять), все раскупили», - ответят в кассе.
Грустно констатировать, но большинство подобных сообществ вымирает спустя одно-два занятия. Самая популярная причина гибели проекта - организационные вопросы. Люди науки плохо переносят административную работу в любом ее виде. Те, кто оказывается способен, еще со студенческой скамьи вербуются в профсоюзы, откуда рано или поздно попадают в кресла ректората или дирекций институтов.
«Прямой речи» на Урале несказанно повезло. Самый насущный административный вопрос с помещением одной подписью решили в УГМК. Площадку под лекции выделили в самом таинственном строении современного Екатеринбурга. Башня «Исеть» со всей медной решимостью готова стать «башней знаний». В ее навершии, на 47-м этаже, будут собираться лучшие умы Екатеринбурга.
«У нас сегодня здесь проходит первая лекция. Для нас большая честь при партнерстве наших коллег проводить такие интересные мероприятия. Надеемся, что подобные мероприятия башня "Исеть" будет принимать на постоянной основе»
Одна из самых ярких преподавательниц философского факультета УрФУ Надежда Савцова, указывая на хрущевки вокруг корпуса университета на Чапаева, как-то сказала: «Пространство должно располагать к знанию».
Последний лучик весеннего солнца, отразившийся с неподвижной глади Верх-Исетского пруда, игривым зайчиком прыгает на далекий шпиль городской администрации. По тонкой линии Исети небрежными точками кружат первые ветхие лодочки. С покатой крыши приборостроительного завода Тимофей Радя задается вечными вопросами, а вечные сосны ласково устилают окрестности Шарташа.
Активнее к знанию располагают лишь берега Эгейского моря, волны которого от самого Платона слушали «Тимея» и «Пир».
- Хочу сказать спасибо организаторам за то, что все-таки зашторили окна! Иначе ваше внимание было бы просто не удержать! Сегодняшнее мероприятие будет посвящено Альберту Эйнштейну... - начала свою лекцию начальник управления образования Екатеринбурга Екатерина Сибирцева.
В зале собрались два десятка граждан самого разного возраста. Спустя полчаса в руках некоторых восьмиклассников, предусмотрительно усевшихся подальше, засверкали гаджеты. Формулы с доски им пока не понять, а биографию гения можно почитать и в «Википедии».
Аудитория постарше почтительно вслушивалась, изредка отвлекаясь на звон фуршетной посуды с «галерки». День открытия лектория в «Исети» - последний день учебного сезона, занятия возобновятся только в сентябре, в связи с чем и решено было организовать небольшой банкет с брускеттами и сухим вином.
Лекция получилась сухой и сжатой. Оратор поставила перед собой невыполнимую задачу и постаралась угодить как оболтусам-школьникам, так и пришедшим преподавателям вузов. В лекции оказалось очень много «школы», что превратило ее в обзорный урок.
Дискуссии по итогу также не вышло. С фактами из биографии особо не поспоришь, а все показанные формулы высечены еще на страницах советских учебников. Немного времени уделили обсуждению «метаобразования», однако людям, далеким от педагогики, тема показалась далекой.
«Мы как рыбки в аквариуме. Над рыбками возникает вибрация, по воде идут волны. Они смотрят наверх и думают "батюшки!". Вполне возможно, на нашу Вселенную оказывается похожее влияние из других измерений», - метафорично подытожила Сибирцева в ответ на вопрос, что же такое теория поля.
Организаторов мероприятия столь тонкая метафора едва не довела до слез. Благодарная аудитория отправилась к бутербродам, а солнце тем временем катилось за лес.
Образовательным лекциям в Екатеринбурге - быть. И их можно превратить в качественный, интересный и продаваемый продукт. Стоит только обратить внимание на формат. Ведь пространство есть.
Фото: Пресс-служба УГМК