В минувшие выходные в Екатеринбурге в Харитоновском парке прошел ежегодный международный джазовый фестиваль под открытым небом «Усадьба Jazz». Джазовый праздник проводится в пяти городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Казани, Екатеринбурге и Воронеже. В Екатеринбурге мероприятие состоялось в шестой раз.
Корреспонденту ЕАН удалось побеседовать с автором идеи и президентом фестиваля Марией Семушкиной. О том, как создавалась «Усадьба Jazz», с какими трудностями сталкиваются организаторы и как изменилась за эти годы публика – в нашем эксклюзивном интервью.
- Расскажите, с чего все начиналось? Как родилась идея соединить русскую усадьбу и джаз?
- Это сложно описать, потому что в какой-то момент она просто взяла и пришла. И вообще такие проекты невозможно создать умышленно. Они приходят откуда-то – и все. Это целая отдельная субстанция, которая потом начинает жить вне зависимости от всего.
И так удачно сложилось, что в 2004 году, когда состоялся первый фестиваль, я смогла найти почти сразу же партнера, спонсора, который смог поддержать фестиваль достаточно глобально. И это было не просто начинание совсем с нуля. Фестиваль сразу был масштабным и очень ярким. И сразу широко был отмечен СМИ, вся Москва была увешена большими рекламными щитами. Конечно, это вызвало огромный восторг у публики – что же это такое новое? Это сейчас мы привыкли к тому, что есть множество мероприятий, фестивалей. Появляются новые джазовые фестивали – меня это уже не удивляет.
А тогда это было что-то невероятное, очень яркое, захватывающее всех, поэтому на фестиваль сразу пришло почти 10 тыс. человек.
И программа включала в себя на тот момент исключительно российские группы. Сейчас фестиваль обладает совершенно другой программой, другим уровнем. Каждый год это мировые звезды. Каждый год мы, скажем так, поднимаем статус.
- Изменился ли слушатель?
- Да, слушатель очень изменился. Вообще за эти 15 лет выросло целое поколение. И когда я смотрю первые фотографии, то я вижу совершенно других людей, даже по-другому одетых. Не было пресловутой хипстерской культуры. Да и просто люди были одеты скромнее. Сейчас краски гораздо ярче во всех смыслах, жизнь гораздо ярче.
Городская культура изменилась кардинально. К примеру, Екатеринбург.
Семь лет назад здесь не было мероприятия подобного формата, когда на одном пространстве можно было получить столько разных удовольствий. Послушать разную музыку, вкусно поесть. «Усадьба Jazz» стал первым таким фестивалем в городе. Проект развивался вместе с городом.
- Сейчас существует большое количество джазовых фестивалей. Даже в Екатеринбурге их можно насчитать, как минимум, три. Как Вы считаете, в чем уникальность «Усадьбы Jazz»? В чем его фишка, принципиальное отличие?
- Вы знаете, я вообще считаю, что чем больше фестивалей, тем лучше. Они делают нашу жизнь ярче, интереснее, уютнее и действительно создают хорошую среду. Мне сложно судить, я не была на других фестивалях в Екатеринбурге. Это, скорее, екатеринбуржцы должны мне рассказать, чем отличается для них «Усадьба Jazz». Мне кажется, что она отличается набором составляющих, каждая из которых самого высокого уровня.
- В Екатеринбурге и окрестностях проводится три джазовых фестиваля под открытым небом. Как получилось, что джаз превратился из камерной музыки в фестивальную?
- Фестивальная культура очень отличается от клубной. Клубная культура – это определенная атмосфера, определенная ситуация – ты сидишь слушаешь одну конкретную группу. Фестиваль дает возможность услышать много разной музыки в максимально комфортной атмосфере. Даже если ты не фанат и не знаток этой музыки, ты придешь и найдешь для себя что-то интересное: новую группу, новый стиль. Мне кажется, джаз настолько атмосферен, настолько приятен… Рок-музыка обладает более низкими вибрациями. Классическая музыка, наоборот, совсем возвышенная, а джаз – это что-то такое среднее, но в то же время очень праздничное.
- Во всех ли городах удается найти площадку для фестиваля?
- Нет, не во всех городах, которые нам инересны, есть русские усадьбы в пригодном для проведения фестивалей виде.
К сожалению, культурное наследие зачастую находится в очень плачевном состоянии.
И здесь, в Екатеринбурге усадьба была в очень печальном состоянии, а парк до сих пор не вполне ухожен. Для нас, москвичей, это удивительно. Мы настолько привыкли к паркам с идеальными газонами, с чистой водичкой. Усадеб в России в принципе осталось мало. Нам очень хотелось бы еще найти какой-то интересный город, интересное место. Здесь несколько факторов должно сработать: должны появиться и площадка, и поддержка, и заинтересованность города, и спонсоры. Создание фестиваля - это большая работа.
- Как складываются отношения с городскими властями? Всегда ли оказывают поддержку?
- Нет, они никак нас не поддерживают.
И для меня это очень странно и всегда удивительно, что во власти почему-то нет людей, заинтересованных, понимающих ценность таких событий, понимающих то, что эти события дают городу.
Наверное, у них есть какие-то другие заботы… Сложно сказать.
- А что именно, на Ваш взгляд, дают городу и региону такие мероприятия?
- Ну, во-первых, в идеале - это событийный туризм. То, что люди могут приехать сюда на фестиваль из других городов. То, что фестиваль проявляет креативных талантливых людей в городе, и не только среди музыкантов. Это может быть детская студия, это может быть дизайнер, ресторан. То есть мы объединяем все лучшее, что есть в городе. Ну и потом мы создаем просто позитивный фон, который городу нужен.
- Формат фестиваля более выгоден, чем привычные нам концерты или выступления в клубах?
- Это совершенно разная экономика. В случае с фестивалем мы привозим большое количество разных музыкантов, артистов из-за рубежа. Мы покупаем им билеты, визы, оплачиваем гонорары, строим сцену.
И всегда зависим от погоды, от рынка, от количества людей, которое к нам придет. Иногда бывает так, что мы можем просто «прогореть». Всем будет праздник, всем будет хорошо, а организаторы будут просто в жутком убытке раздавать долги.
Такое бывало, и не раз.
- Как Вы формируете программу? На что ориентировались, когда составляли программу для нынешнего фестиваля в Екатеринбурге? Почему именно эти исполнители?
- Как и в любом другом году это определенный набор разных величин. Есть желание подчеркнуть местную музыку – находятся музыканты, которые у нас не выступали и хотят выступить.
Иностранные коллективы подбираются по принципу того, кто окажется в туре, у кого найдется возможность получить финансовую поддержку. Иногда есть такие исполнители, которых мы очень сильно хотим пригласить, но не можем себе это позволить. Или нет поддержки посольства. Мы всегда стараемся ориентироваться на разные источники помощи: фонды, культурные центры, посольства. И таким образом, это помогает нам отправиться в регионы, хотя это дорого и далеко.
- Екатеринбург - родина свердловского рок-клуба. Вы как-то учитываете музыкальную среду при формировании программы в конкретном городе?
- На самом деле, музыкальная среда уже поменялась неоднократно. В Екатеринбурге и джазовых музыкантов выросло такое большое количество за последнее время… Все меняется.
Новое поколение уже настолько другое, настолько разносторонне ко всему подходит, что я бы уже не стала вешать такое клише на Екатеринбург.
- Каким Вы видите своего идеального слушателя? Кого Вы хотите видеть на фестивале?
- В идеале это семья с детьми, с бабушками и дедушками, с друзьями, которые просто решили провести идеальный день. И я очень довольна, когда вижу семьи, потому что это создает для детей новое направление в их голове, понимание того, как это может быть.