В конце мая двоих жителей Екатеринбурга арестовали по делу об экстремистском сообществе «АУЕ». Поводом послужила публикация воспевающих воровскую романтику картинок в тематическом сообществе и продажа тюремных сувениров вроде нардов и четок, пишет «Медиазона».
В настоящий момент дело расследует центральный аппарат ФСБ, арестанты содержатся в СИЗО «Лефортово». Один из них, бывший военный, дважды бывал в командировках в Сирии, его беременная жена, третья обвиняемая, находится под подпиской о невыезде.
На сегодняшний день сообщество «АУЕ» в социальной сети «ВКонтакте» заблокировано.
В 2016 году осужденный Никита Птицын познакомился с будущей женой Ниной. Тогда девушка удивилась бизнесу Никиты. Он, 22-летний военный, побывавший дважды в Сирии, зарабатывал на рекламе в паблике о криминальной романтике и продаже вещей, ассоциирующихся с тюрьмой.
Нина стала помогать Никите и иногда делала посты в паблике, который тот вел вместе со своим братом Денисом — они выкладывали картинки, найденные в других аналогичных сообществах. В «АУЕ» было около 200 тыс. подписчиков. В группе рекламировали нарды, шахматы, зажигалки, чехлы для телефонов.
С популярностью подобных сообществ в соцсетях растет и озабоченность властей романтизацией криминальной жизни. Так «АУЕ» был запрещен в апреле 2017 года Центральным районным суд Читы.
«Мониторингом сайта обнаружены высказывания, содержащие ненормативную лексику, а также призывы к расправе над сотрудниками правоохранительных органов. Информация, размещенная на указанном сайте, подлежит признанию информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, поскольку может причинить вред духовному развитию ребенка», — отмечали в прокуратуре.
Другой паблик Никиты, «Шпана», с примерно 30 тыс. подписчиков, администрация «ВКонтакте» заблокировала. Хотя хозяин группы был с этим не согласен.
«С призывами постов не было, были только нелестные высказывания в сторону силовых структур, скажем так. Я понимаю государство, понимаю, что дети после школы приходят и видят в группах "жизнь ворам, смерть мусорам". Это неправильно, отрицание власти и так далее. С другой стороны, они сами должны заниматься детьми, а не закрывать паблики», — утверждал он.
В начале 2018 года Нина забеременела и вышла замуж за Никиту, а в апреле молодой человек подписал с минобороны новый контракт на три года. Однако 15 мая он уволился по собственному желанию, но на самом деле, как говорит его жена, по настойчивой рекомендации руководства.
Как стало известно, военным прислали картинку со страницы Никиты во «ВКонтакте». Молодой человек опубликовал фото доски для игры в нарды, на которой была изображена свастика, серп и молот. Нина говорит, что доску Никите кто-то подарил. После этого Никиту вызвали к командиру и предложили уволиться. Птицын решил устроиться на работу водителем-экспедитором, а в дальнейшем — попробовать вернуться на службу, но спустя две недели после увольнения к молодым супругам пришли сотрудники ФСБ с десятью понятыми.
На супругов и брата Никиты завели уголовное дело. Их обвиняли в распространении экстремизма в Интернете. Силовики изъяли у супругов компьютеры, телефоны и четки, а самих повезли в управление ФСБ, где им предоставили адвокатов по назначению.
Верх-Исетский суд Екатеринбурга арестовал Птицына и Артема Зуева 31 июля. По словам Нины, в тот же день обоих этапировали в московское СИЗО «Лефортово».
Пока неизвестно, какие именно записи вызвали претензии силовиков — так, 18 апреля в сообществе «АУЕ» было опубликовано более 40 постов — от рекламы наклеек с надписью «Всему братству — воровской масти» и фотографии могилы Михаила Круга до фото, на котором несколько человек переворачивают полицейскую машину, подписанного «А менты нам не кенты».
«Там в основном картинки — мент стоит окровавленный, это самое экстремистское, что я помню, больше такого ничего нету, но это уже не от нас публикация была, подписчики отправляли, — говорит Нина. — Я была не в курсе, что есть уголовные дела за такое, за репост или картинки, или группы во "ВКонтакте"».
Пока неизвестно, к каким выводам пришли эксперты, занимавшиеся материалами из сообщества «АУЕ», какие показания дали Птицын и Зуев и кто проходит свидетелем по уголовному делу. Муж несколько раз звонил Нине из изолятора и написал ей письмо, в котором просил прощения за то, что «втянул во все это». Обсуждать уголовное дело им запретили.
Фото: pixabay.com